Найти в Дзене
Исторический журнал

Ливонская война (1558-1583 гг.) - Противостояние Москвы и Ливонской конфедерации (1558-1561 гг.) Часть 3.

Оглавление

Начало: Ливонская война (1558-1583 гг.) - Предыстория конфликта.

Ливонская война (1558-1583 гг.) - Противостояние Москвы и Ливонской конфедерации (1558-1561 гг.) Часть 1.

Ливонская война (1558-1583 гг.) - Противостояние Москвы и Ливонской конфедерации (1558-1561 гг.) Часть 2.

Ливонский поход рати князя С.И. Микулинского зимой 1558-1559 гг.

Еще осенью 1558 г., после переговоров с датскими послами, Иван Грозный решил уступить и завершить данный конфликт с Ливонской федерацией мирным способом. Князю Д.И. Курлятеву, который являлся царским наместником в Юрьеве, он же Дерпт, была оправлена грамота, где царь:

велел послати от  собя к  маистру, чтобы государю царю бил челом и  исправился во  всем, а  кровь  бы християнская неповинная в  том не  розлилася

Однако магистр проигнорировал данное предложение. И тогда Иван Васильевич направил уже грамоту самому Фюрстенбергу, в которой обвинял ливонцев во лжи и воровстве, и что теперь он намерен взыскать с них за нарушение клятвы скрепленной крестоцелованием.

(изображение из открытых источников)
(изображение из открытых источников)

И царь Иван Грозный свое обещание сдержал, уже в конце 1558 г. на ливонской границе собралась 15 тысячная рать (с кошевыми все 20 тыс.) под командованием князя С.И. Микулинского. Кроме детей боярских, под началом у князя также находилось до 1.6 тыс. стрельцов, которых для более быстрого передвижение посадили на коней, или на сани. Присутствовали также казанские татары, а еще мордва и черемисы, которые передвигались на "ртах", то есть на лыжах. И совсем небольшой наряд, состоящий из легких орудий, также установленных на салазки.

Отсутствие в наряде тяжелых пушек говорит о том, что русские войска брать города не собирались. Их задачей было наступать по направлению к Риге и разграбить орденские и архиепископские земли. Чтобы таким образом принудить магистра Фюрстенберга принять мир на условиях русского царя.

15-16 декабря 1558 г. русские войска двигаясь семью колоннами, перешли границу владений Рижского архиепископства. Главные силы продвигались вдоль реки Аа (Гауя) по направлению к Вендену и дальше на Ригу. Передовой полк наступал от Нойгаузена к Мариенбургу (Ауксте) и Шваненбургу (Гулбене). И еще один отряд выдвинулся из Изборска, также по направлению к Шваненбургу.

По пути воеводы распускали во все стороны небольшие отряды, по 20-50 человек, которые занимались тотальным грабежом окрестных земель, города как уже говорилось выше, брать никто даже не пытался.

Что касается ливонцев, то они опять к данному вторжению оказались не готовы. После осеннего контрнаступления, наемные войска были распущены, так как их содержание обходилось довольно дорого, а рыцари разбрелись по городам и замкам, находившимся на приличном расстоянии друг от друга и собраться оперативно в единый кулак просто не могли.

В конце января 1559 г. русские войска подошли к Риге. В городе началась паника, так как немногочисленный гарнизон и ветхие укрепления вряд ли были надежной защитой. Поэтому рижане сожгли предместье и приготовились к осаде. Но войска князя С.И. Микулинского разорив рижские окрестности, направились вверх по Двине к литовской границе.

Не обладавшие крупными силами Фюрстенберг, Кеттлер и архиепископ Вильгельм, ничего противопоставить русской рати не могли. И поэтому лишь ограничивались вылазками и стычками с небольшими отрядами.

(изображение из открытых источников)
(изображение из открытых источников)

Наиболее крупным сражением зимней кампании 1558-1559 гг. был бой под Тирзеном, который произошел 17 января. Из замка Зессвеген выступил отряд рыцарей и кнехтов численностью в 400 человек под командованием Ф. Фелькерзама. По всей видимости ливонцы собирались охотиться на мелкие русские отряды отправленные в зажитье, но столкнулись с Передовым полком и были полностью разбиты.

Разорив земли расположенные вдоль Двины, русская рать 17 февраля 1559 г. вернулась на Псковщину, к городам Опочка и Вышгород.

Интересно, что рижане считали, что князь С.И. Микулинский не стал брать Ригу, так как получив весть подходе герцога Х. фон Мекленбурга с 4 тыс. рейтар, хотя на самом деле он вел всего лишь 372. А датчане - что отказ Ивана Грозного от взятия Риги, был результатом давления их послов.

После очередного разорения ливонских земель русскими войсками, Иван Грозный стал ждать послов от магистра с просьбой о мире, и послы прибыли, но вовсе не те, которых ожидал царь.

Сначала в марте 1559 г. в Москву прибыли послы от Фидерика II, нового короля Дании и предъявили претензии на земли Северной Ливонии и Ревель, которыми когда-то владели. Затем приехало посольство от польского короля и литовского князя Сигизмунда II Августа с требованием оставить в покое рижского архиепископа Вильгельма, который к тому же приходился родственником польско-литовскому монарху. Иначе Сигизмунд грозился вмешаться в этот конфликт. И наконец в русской столице появились дипломаты из Швеции от короля Густава Вазы, который тоже выражал свое ходатайство за ливонцев. Русско-ливонский конфликт начинал расширяться.

В конечном итоге Ивану Грозному все же пришлось идти на уступки и 12 апреля 1559 г. царь объявил датским дипломатам о том, что решил дать ливонцам шестимесячное перемирие с 1 мая по 1 ноября 1559 г. Хотя на самом деле, данное перемирие было выгодно и самому Ивану Васильевичу, который запланировал поход на Крым и отвлекаться в этот момент еще и на Ливонию вовсе не хотелось. Но как бы там ни было, однако данное перемирие вновь позволило ливонцам перегруппироваться и собраться с силами.

(изображение из открытых источников)
(изображение из открытых источников)

Ливонское контрнаступление осенью-зимой 1559 г.

Воспользовавшись предоставленным им Иваном Грозным полугодовым перемирием, магистр фон Фюрстенберг в поисках поддержки разослал своих послов к датскому, шведскому и польско-литовскому монархам. Но особых успехов эти дипломатические миссии не достигли, поэтому окончательно утратив свой авторитет, в сентябре 1559 г. Фюрстенберг сложил с себя магистерские полномочия. На эту должность был назначен его коадъютор Гетхард Кеттлер, который все это время вел активную деятельность по подготовке к новой кампании против Русского государства. 31 августа ему удалось подписать с польским королем и Великим князем литовским договор, о переходе Ливонии под протекторат Великого княжества Литовского.

Подготовка к новой кампании была завершена в конце сентября 1559 г. А 14 октября войско возглавляемое ливонским ландмаршалом Филиппом Шаллем фон Беллем вторглось в пределы Юрьевского (Дерптского) уезда. Когда эта весть дошла до Москвы, Иван Грозный тут же отправил во Псков боярина А.Д. Басманова для подмоги находившемуся там воеводе князю Ю.И. Темкину. Кроме того, псковские воеводы Захарий Плещеев и Григорий Нагой, а также красногородский Замятня Сабуров и вышегородский Алексей Скрябин, получили приказ провести разведывательные действия.

Вскоре в Москву была отправлена отписка, в которой воеводы сообщали, что взятые ими языки рассказали о том, что орденские и епископские войска собираются наступать на Юрьев (Дерпт) и брать его в осаду. Царь Иван IV тут же отдал приказ воеводам А.Д. Басманову и Ю.И. Темкину выступать из Пскова к Юрьеву на помощь.

Однако как оказалось, противник действовал быстрее. Так 19 октября ревельский гауптман В. фон Штрассбург привел в лагерь фон Белля отряд из 700 ландскнехтов. После чего, ландмаршал передвинул свой лагерь к мызе (хутору) Нугген, расположенному в трех милях от Юрьева.

(изображение из открытых источников)
(изображение из открытых источников)

А уже 22 октября между ливонскими и русскими войсками состоялось первое боестолкновение, в котором русский отряд потерпел поражение, его потери составили до 50 человек, включая воеводу Алексея Скрябина.

Меж тем к ливонцам продолжало подходить подкрепление. 24 октября в лагерь ландмаршала прибыл конный отряд из 300 человек. 8 ноября коадъютор рижского архиепископа привел своих кнехтов и рейтаров. А 8 ноября подошел сам магистр Кеттлер с главными силами, а также артиллерийским нарядом, необходимым для штурма укрепленного города.

11 ноября 1559 г. ливонцы атаковали лагерь воеводы Захарьи Плещеева, который не позаботился о выставлении охраны и дозоров. И снова русские войска потеряли 70 детей боярских, большое количество боевых холопов и весь обоз.

Таким образом разгром отрядов воевод Скрябина и Плещеева, по сути вывели из строя русскую полевую армию, находящуюся под Дерптом. А главные силы Басманова и Темкина опаздывали из-за начавшейся распутицы.

19 ноября магистр подвел свои войска к городу и завязал артиллерийскую перестрелку с осажденным гарнизоном, которым командовал князь А.И. Катырев-Ростовский, продолжавшуюся десять дней.

24 ноября из Юрьева русскими войсками была сделана вылазка, в результате которой около сотни ливонских воинов было убито, хотя и потери русских также составили 32 человека.

На следующий день вылазку совершил гарнизон Нойхаузена, атаковавший лагерь ландмаршала фон Белля, расположенный близ Сангацкой мызы (хутора). А в Юрьев сумели прорваться посланные Иваном Грозным стрельцы, около 1 тыс. человек.

(изображение из открытых источников)
(изображение из открытых источников)

В это же самое время, среди ливонского командования начались разногласия по поводу дальнейших действий. Магистр понимая, несмотря на беспутицу, к Дерпту рано или поздно подойдут войска Басманова и Темкина, и поэтому предлагал снять с города осаду и совершить рейд на Псковские земли. Архиепископский же коадъютор Кристоф Мекленбургский настаивал на продолжении осады Дерпта.

Так и не придя к взаимному согласию, ливонцы 29 ноября все же сняли осаду с Дерпта и перенесли свой лагерь под замок Фалькенау. Князь А.И. Катырев-Ростовский стал посылать к ливонскому лагерю отряды легкой конницы, которые постоянно тревожили неприятеля и брали языков.

Благодаря этому, были вскрыты планы Кеттлера взять штурмом замок Лаиса, который оборонял русский гарнизон из 300 человек. Князь А.И. Катырев-Ростовский сумел вовремя отправить на подмогу в Лаису отряд из 100 стрельцов.

14 декабря 1559 г. ливонское войско подошло к замку и оборудовав артиллерийские позиции, начали его обстрел. А 16 и 17 Кеттлер предпринял две попытки взять Лаису штурмом. Обе попытки оказались неудачными, ливонцы потеряли несколько сотен воинов, включая ревельского гауптмана Вольфа фон Штрасборга.

Неудачи заставили магистра фон Кеттлера 19 декабря отступить от Лаисы, архиепископские войска еще 14 декабря ушли в Ригу. Магистр отошел к замку Оберпален, где его войско пришло к окончательному разложению, так как наемники требовали денег, отказывались выполнять приказы и угрожали бунтом.

Поэтому 29 декабря 1559 г. магистр Гетхард Кеттлер сжег свой полевой лагерь, отправил артиллерию в Феллин, а сам укрылся в Оберпалене.

Так завершилось ливонское осенне-зимнее контрнаступление 1559 г.

Продолжение следует...

Читайте также:

Ливонская война (1558-1583 гг.) - Предыстория конфликта.
Исторический журнал21 августа 2022
Ливонская война (1558-1583 гг.) - Противостояние Москвы и Ливонской конфедерации (1558-1561 гг.) Часть 1.
Исторический журнал24 августа 2022
Ливонская война (1558-1583 гг.) - Противостояние Москвы и Ливонской конфедерации (1558-1561 гг.) Часть 2.
Исторический журнал28 августа 2022
Римский легион против эллинистической фаланги. Разбор тактик.
Исторический журнал4 сентября 2022

Изучайте историю и подписывайтесь на канал!!! Если вам понравилась публикация, ставьте лайк!!!👍

#история #история россии #ливонская война #иван грозный #ливонский орден #дерпт #ливонская конфедерация #исторический журнал #рижское архиепископство