В уральской столице на Широкореченском кладбище открыли памятник автору произведений «Тень Каравеллы» и «Мальчик со шпагой», детскому писателю Владиславу Крапивину. Работу выполнила мастерская Ивана Дубровина.
«Лето кончится не скоро», - утверждал Владислав Крапивин. Ошибался. Оно кончилось. 1 сентября 2020 года. Первый раз книжка Владислава Крапивина попала мне в руки, когда я приехал в гости на Урал. Это была книжка «Та сторона, где ветер». Она произвела на меня сильнейшее впечатление. Она лежит в воспоминаниях, но я её никогда не перечитывал. Потом был «Ковер-самолет». Тоже не перечитывал. И позже, когда имел возможность неоднократно взять интервью у самого писателя – отказывался.
Книжки, прочитанные в юности перечитывать нельзя — это все равно, что выйдя на пенсию пытаться играть оловянными солдатиками. И писателей расспрашивать бессмысленно: как-то Валентин Пикуль сказал: не судите обо мне по моим книжкам. Я думаю, он говорил не только о себе. Мне не хотелось разочаровываться.
В перестройку, в книжках Крапивина, дети начали перестраиваться, в лихие девяностые – стремились к рыночными отношениям, а в нулевые – начали болеть душой за державу.
Я читал, злился на писателя, но все равно читал. Но было ещё много хороших и разных книжек. И вот пришел первый день осени 1 сентября.
Пока это был лишь первый взгляд в неизбежную осень. А Шуркино лето до сих пор не кончилось. Конечно, можно сказать: как же не кончилось? За окном облетают тополя. Да, облетают. А может быть, уже и снег лежит. Или даже звенят капли новой весны. Все это так. Но Шурка с друзьями пока живет среди лета. Он еще не износил свою анголку. И есть время его спасти. Как? Только одним путем. Сделайте ради Шурки что-то хорошее. Хоть капельку добра. Может быть, она заставит выровняться Весы. А то и качнет их к свету. Сделайте, что можете, в меру своих сил. Например, помогите мальчику отыскать пропавшего щенка. А если щенка уже не найти, хотя бы утешьте мальчишку ласковым словом. Или скажите ему: «Если хочешь, давай играть вместе!» Глядишь, он и засмеется от радости. //Владислав Крапивин. Лето кончится не скоро
В моей семье, кроме меня книжки Крапивина никто не читал. И не хочет. Уход Владислава Крапивина для меня – это и закат века его почитателей: нас, «совков». В России миллионы людей мечтали, что страна, наконец, заживет счастливо, когда мы, «совки», передохнем.
Процесс в самом разгаре. Мы дохнем. Только станут ли счастливыми следующие поколения не читавшие Крапивина, не носившие пионерских галстуков, вообще непривыкшие читать длинные тексты , которые не вмещаются на экране телефона – не знаю.
Вообще же большая часть книг Крапивина – это оптимистичные, жизнеутверждающие произведения. Но…
«В беззаботные мысли его вползает воспоминание и начинает мешать им, как тревожный тонкий звон. Верблюды, и львы, и попугаи… На желтых и оранжевых вагонах. Это придумал человек, который погиб. А если человек умер, самая веселая история покажется грустной». //Владислав Крапивин. Дети синего фламинго
Лето кончилось. Сможет кто-то ещё писать подобного рода книжки — можно только гадать. Но факт: нормального фильма до сих пор, за ТРИДЦАТЬ ЛЕТ демократии никто так и не снял. И факт: всю историю каждый век в России рождал выдающихся писателей. И только XXI век пуст: ни уму, ни сердцу... Последние летние деньки отгорели...
«Когда осень все-таки пришла. Умер внезапно, как от укола в сердце. Может быть, это и правда был укол. А может быть, приступ неодолимой ночной тоски. Ведь не было уже спасительного лета…»// Владислав Крапивин «Лето кончится не скоро»