Надо ли вообще это делать? Надо. Обязательно. И вот министерство просвещения приняло решение: в этом учебном году во всех школах страны проводить церемонию поднятия государственного флага и проводить "Уроки о главном".
Не все этим довольны. Родители задаются вопросом: двадцать лет школа вообще не занималась никаким воспитанием, и даже бравировала этим – дескать, не её задача, а тут сразу патриотическое... Откуда опыт возьмётся? Не выработает ли, наоборот, пренебрежительного отношения к тому, что должна воспитывать?
И вот уже некая общественная организация под названием "Альянс учителей" разработала и распространяет образец официального родительского отказа от участия их ребёнка в "Уроках о главном". Скандал...
Можно, конечно, объявить их иноагентами. А родителей, успевших перепечатать и подписавших бумажку – тоже? А их детей?
Принятые "для галочки" меры (а по-другому чиновник работать не может, да ему и не положено по-другому) ничем не лучше полного отсутствия мер. Нельзя патриотизм "вот тут воспитывать, а вот не воспитывать". Речь должна не о "воспитании школьников", а о воспитании детей. С трёх до пяти и дальше, до восемнадцати.
И начинать надо с книжек и мультфильмов. Что смотрят сегодняшние малыши? "Свинку Пеппу"? Что читают? "Медвежонка Паддингтнона"? Вот тут-то и будет потом их сердце.
...Когда мы требуем от государства каких-либо быстрых и решительных мер, нам говорят, что большому кораблю нужно много времени и места, чтобы совершить поворот. Что необходимо терпение. Что нетерпение часто губит благие намерения. И это верно. Но при этом почему вопрос с патриотизмом, который не воспитывался тридцать лет (да и в позднем СССР, как я помню, воспитывался не лучшим образом, но мы читали книги о войне и смотрели военные фильмы) – почему он решается "по щелчку"?
Воспитание патриотизма – это "работа адовая", как написал Маяковский. Человека, повторюсь, надо учить таким вещам с двух-трёх лет, когда он впервые, распахнув изумлённые и жадные до всего глазёнки, впивается взглядом в яркую картинку в книжке, в экран планшета. И – не отпускать.
Можно, конечно, успокаивать себя, что нынешние меры – это только первый шаг, и что где-то в недрах минкультуры и минцифры (бывшее минпечати) уже заскрежетали зубчатые колёса решений – планируются бюджеты, составляются программы... "Работа адовая будет сделана и делается уже".
Но в педагогическом мастерстве наших пропагандистов, которым "лишь бы отчитаться перед начальством" я пока совсем не уверен. Вот, кстати, сегодня в метро сфотографировал:
В русском языке 80 тысяч слов, а тут не нашли других, кроме как из из известной украинской речёвки. Перфразировали лозунг врага в этой войне. И чем это лучше тех немецких солдат на плакате ко Дню Победы? Ничем. Это диверсия на уровне НЛП (нейро-лингвистического программирования), хоть, может, и неосознанная.
Так вот, воспитание патриотизма в мультиках – это как, это про что? Про Куликовскую битву? Про Александра Невского? Про Сталинград? Про выдающихся русских и советских учёных, врачей, строителей, писателей и поэтов, композиторов, художников? Правильно, хорошо. Но всё это ни в коем случае не должно образовывать "отдельный блок" в образной и информационной среде обитания ребёнка. Сознание, мышление – это образование нейронных связей. С чем, с какой информацией, с каким опытом ребёнка будет связываться мультик о Куликовской битве?
Воспитание патриотизма – это ещё и про тех же "свинок" (медвежат, зайчиков), но – с простыми и убедительными моральными уроками. Что важнее – личный успех или успех общего дела? Почему мы уважаем старших (а не просто любим – тех, кого любить хочется)? Любовь – это чувство (для себя) или действие (для другого)? Тьма вопросов. Невпроворот работы.
Мы неплохо научились делать обучающие мультики об азах физики, химии и "финансовой грамотности" (правда, эти какие-то сомнительные: учат, как правильно брать кредиты) – а вот об азах нравственности – ничего. А патриотизм – это нравственное чувство.
Для его воспитания нужно созадавать мультфильмы и фильмы для детей; видеоигры; сочинать, иллюстрировать и издавать детские книги (а не перепирать с грехом пополам на чудовищный "бэйсик рашн" западные), издавать детские журналы.
И тогда корабль национального сознания совершит поворот.
Завтра в это же поговорим как раз на сходную тему. В прошлом голосовании победила тема "Разговор с детьми о подвиге, и смерти и о самопожертвовании". И хорошо, что победила. А то нынешняя "педагогика" считает, что с детьми о смерти вообще говорить нельзя. И в результате вот такие "оранжики" вырастают.
А это "Лучик" и его замечательные читатели.
Мы их воспитанием стараемся заниматься – с согласия и при поддержке родителей. Например, рассказываем "Как стать хорошим". Или говорим про подвиг. Или вместе решаем, что в жизни главное: ум, честь, здоровье или бгатство. Возможно, мы это делаем реже, чем нужно. Нам кажется, что с такими вещами нельзя "пересаливать". Может быть, мы не правы. Напишите нам об этом, читатели журнала!
Можно выписать журнал на сайте Почты России
Или через через редакцию журнала
Можно посмотреть свежий номер на Wildberries
Просто полистать старые журналы можно здесь
Справки по телефону 8 (495) 980-07-36
Раньше мы писали:
Почему дети должны учиться в школах, а не на цифровых платформах