Найти тему
Шпионские страсти

Операция «Коллеги». Вербовка состоялась*

1975 год

СССР

В январе 1975 года источник сообщил о расколе, который произошел в группировании националистов. Особенно осложнились отношения в среде так называемых «технократов» между группировками, возглавляемыми доктором физико-математических наук М. Азбелем (однофамильцем выехавшего в США Д. Азбеля) и кандидатом физико-математических наук Лунцем. Основная причина разногласий — стремление Лунца полностью подчинить себе группировки «технократов» и стать во главе всего группирования. Углублению раскола способствовало неприязненное отношение Лунца и его окружения к лицам еврейской национальности, вынашивающим намерение выехать на постоянное жительство не в Израиль, а в другие капиталистические страны, а также несправедливое, с точки зрения М. Азбеля, распределение валютных средств, поступающих из-за рубежа, вскрытые им факты присвоения валюты Лунцем и его группой.

Для компрометации Лунца Азбель обратился к «Эрвину» с просьбой помочь передать за границу порочащие того сведения. Его посредничество в данном вопросе отвечало интересам госбезопасности. Сообщив М. Левицки на одной из встреч об этих противоречиях, «Эрвин» вскользь упомянул, что располагает не подлежащей публикации в открытой печати информацией и готов передать ее.

А. Л. Лунц (сидит второй слева) среди отказников. Правее за ним стоит Н. Щаранский (Москва, 1974)
А. Л. Лунц (сидит второй слева) среди отказников. Правее за ним стоит Н. Щаранский (Москва, 1974)

Вскоре «Эрвину» из США позвонил Д. Азбель. В завуалированной форме он дал понять, что в ближайшее время с ним будут вести важный разговор. 7 февраля 1975 года на квартире Рубина, оставшись один на один с агентом, Левицки напомнил ему о звонке Азбеля, после чего передал от него записку. В ней Азбель настоятельно призывал его оказать всемерное содействие американским друзьям. Тут же Левицки вручил «Эрвину» два конверта: в одном находилась инструкция американской разведки, в другом—вопросы, касающиеся его друга, главного инженера одного из ведущих НИИ, через которого необходимо было добыть разведывательную информацию о состоянии работ в области электроники.

Ознакомившись с содержанием конвертов, «Эрвин» вернул их Левицки. Несколько раз переспросив, все ли агент понял, Левицки тут же сжег послание от Азбеля, а инструкцию растворил в чашке с кофе. После этого он передал объекту контейнер с вложенной

в него пленкой, где был текст о связи с разведкой с помощью тайников, их описание, места нахождения в различных районах Москвы и условия использования. Здесь же ставились вопросы об интересующей американскую разведку секретной информации.

Учитывая, что пунктуальное выполнение «Эрвиным» поручения ЦРУ нанесло бы ущерб интересам СССР, было решено оттянуть «добывание» информации по указанному вопроснику.

На следующей встрече с американцем «Эрвин» по заданию органов КГБ сообщил Левицки, что его отношения с интересующим американских друзей лицом на нынешней стадии не позволяют выполнить данное ему поручение. Не отрицая возможности использовать его в интересах американской разведки, «Эрвин» попросил некоторое время для подготовки и разрешение пользоваться предложенным американцами каналом связи через тайники для передачи собранной им информации.

Спустя несколько дней Левицки сообщил «Эрвину» о готовности американской разведки принять через тайник первую информацию агента, а также высказал пожелание временно прекратить с ним личные встречи и рекомендовал отойти от активной националистической деятельности.

(Источник: В. Новицкий, С. Кузнецов)

*Начало смотри в публикациях «Операция «Коллеги». Подготовка и внедрение «Эрвина»», «Операция «Коллеги». Группа Азбеля - Рубина», «»Операция «Коллеги». Повысить доверие к агенту»