Шёл 1925 год, близилась очередная годовщина Октября. Рабочие паровозных и вагонных мастерских Пятого участка тяги Октябрьской же железной дороги (сейчас это депо ТЧЭ-1Окт «Московское») собирались отметить знаменательную дату установкой в родном депо памятника её творцу. Деньги на монумент собирали субботниками и сдачей металлолома, но когда собрали-таки, времени на его ваяние уже не осталось. Начальство пошло навстречу железнодорожникам: им отдали гипсовую статую работы Исаака Менделевича из вестибюля Ленинградского вокзала. Не хватало только постамента — и в него активисты вложили всю свою фантазию, благодаря чему Ленин приобрёл непередаваемый железнодорожный колорит и авангардный дух того времени.
Постамент спроектировал начальник Пятого участка товарищ Яковлев. На рельсовое звено были установлены две колёсных пары от тендера, а на них — высокая пирамидальная конструкция, собранная из деталей паровоза: шатунов, кулис, червячных винтов, шестерней и т. д. Эта индустриальная вакханалия держит цилиндрическую платформу, на коей и стоит Владимир Ильич. Под платформой установлена рукоятка с червячной передачей, а когда-то возможно был даже электродвигатель — «самый человечный человек» мог крутиться вокруг вертикальной оси, озаряя окрестности мудрым взглядом. Более того, существует версия, что Ильича предполагалось действительно возить по железной дороге на буксире за паровозом, экспонируя на станциях, где не было «своих» памятников. Правда это или нет, сказать сложно, сейчас колёса у Ленина надёжно зафиксированы.
Московский Ленин-на-колёсах давно стал мемом, но, оказывается, он не был первым. Сразу после смерти Владимира Ильича работники Главных железнодорожных мастерских в Ташкенте вознамерились увековечить его память. Постамент спроектировал начальник кузнечного цеха Резученко, и получился он ещё более авангардным, чем в столице — натуральная пирамида из колёс, поршней и шатунов. Все детали имели смысл, например, колёса — это «колёса истории, которые ведут нас по ленинскому пути». Символично, что стоят они перпендикулярно друг другу, и в отличие от московского собрата, ташкентский Ленин на них при всём желании никуда не уедет. Бюст лепил Сергей Меркулов, очень знаменитый скульптор, который был лично знаком с Лениным и снимал с него посмертную маску. Памятник доделали к 7 ноября 1924 г., а три года спустя бюст поменяли на гипсовую ростовую статую. Во время страшного землетрясения 1966 г. она упала с постамента и разбилась. Третий Ленин работы Л. М. Торича-Трапезникова, отправленный как дар Ленинграда Ташкенту, был бронзовым и в кепке. В 1996 г. убрали и его. Колосс оказался вовсе не на глиняных ногах — руководитель демонтажа впоследствии вспоминал, что нижние конечности особенно тяжело поддавались автогену. А осиротевший постамент, возможно, и сейчас ждёт героя-отца новой страны.
В депо Первая речка, что во Владивостоке, с колёсами всё было в порядке, и вообще открытый в том же 1925 г. памятник напоминал уменьшенный московский: бюстик вождя попирал постамент где-то в человеческий рост. На Дальнем Востоке высился и, пожалуй, самый странный памятник из этой серии: бюст Ленина взгромоздили на большую клёпаную бочку. Стоял он перед ремонтным заводом то ли в Уссурийске, то ли в том же Владивостоке — от этого Ильича осталась только фотография, да и та нашлась, извините, на «Пикабу».
А единственный сохранившийся «Ленин на колёсах» весьма известен, но лишь в узких кругах творческого люда и любителей железной дороги. Оно и неудивительно: чудо-памятник располагается на территории действующего депо в труднодоступном закутке между путями Ярославского и Ленинградского вокзалов. Раньше туда можно было попасть, пройдя интересными местами мимо старинных административных зданий, монументальной водонапорной башни, в которой сейчас размещается институт «Гипролеспром», циркульного депо Николаевской ж.д., а также веерного депо, ставшего знаменитым дюжину лет назад, когда руководство РЖД приговорило памятник архитектуры к сносу в угоду расширению путевого развития станции Москва-Пассажирская. История стала резонансной и разрушение остановили, но среднюю секцию здания к тому моменту успели снести. На её место переставили рельсовое звено с Лениным, примерно тогда же территория была «озаборена» и теперь так просто туда не попадёшь. А жаль — колорит там очень своеобразный.
Автор - Иван Конюхов, #конюховкат
Историческая группа коллектива авторов: https://vk.com/catx2
Если вы захотите мне задонатить, то это сюда 2202 2013 7930 7800 (Сбер)