Эссе по работе З. Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909)
Первой пробой детского психоанализа становится случай маленького Ганса. В 1909г З. Фрейд пишет работу «Анализ фобии пятилетнего мальчика». Данная работа представляет собой пример опосредованного психоанализа, то есть беседовал с ребенком, делал тщательные записи, передавая их Фрейду, отец Ганса — Макс Граф. Подробные записи позволили Фрейду проследить клинический случай психосексуального становления субъекта, иными словами случай «Эдипализации». Хронологически это описание включает возраст ребенка примерно с 3 до 5 лет. Фрейд встречался со своим маленьким анализантом всего дважды. Как оказалось, второй раз Герберт Граф посетил своего аналитика уже будучи во взрослом возрасте, когда стал известным постановщиком опер и передал своему сыну имя — Ганс.Первые заметки отца Ганса относятся примерно к трехлетнему возрасту, и отмечают активный познавательный интерес ребенка к своему телу, а если быть точнее к пенису. Мальчик изобретает свое слово, для обозначения этого органа. Wiwimacher – дословно с нем. языка «мастер по деланию пи-пи». Ганс обращает внимание на присутствие или отсутствие этого органа у родителей, животных (коров, собак, лошадей) и других объектов (поездов, столов, стульев), наполняющих окружающий его мир.
Интересным оказывается наблюдение за купанием маленькой сестры или процессом раздевания матери. Так, последовательно можно проследить его размышления и выводы о том, что wiwimacher непременно в наличии у всего живого и бывает разного размера и wiwimacher становится своего рода логическим оператором структурирующим его мир. Мир, в котором пока еще нет различия полов, но уже появляется тревога от предстоящей встречи с Законом и приближающейся кастрации.
О том, что в полной мере встреча с законом еще не случилась, говорит наблюдение следующее наблюдение: Ганс находит возможность испытывать удовольствие от прикосновения к пенису, но его мать мальчика, которая замечает, что подобный способ получения удовольствия может стать «свинской» привычкой, грозит Гансу, что позовет доктора А. и тот отрежет ему Wiwimacher. Отвечая на угрозу, Ганс без тени смущения спокойно находит себя неуязвимым в том, что он будет тогда делать Wiwiпри помощи Popo.
Этот момент ознаменует появление кастрационной тревоги в связи с существованием такого способа получения удовольствия, как прикосновение к пенису и приближения к генитальной фазе становления.
Любопытство Ганса начинает подпитываться тревогой, его мать не облегчает ему задачу, запутывая Ганс своим ответом на его вопрос, есть ли у нее wiwimacher, что «Конечно. Разве ты не знал?» Мать не понимает, что Ганс уже исследует тему различия полов, для нее это все еще вопрос о том, как у людей устроено мочеиспускание. Кроме того, рассказы родителей о том, что детей приносит аист, усугубляют замешательство.
Параллельно Гансу приходится обнаруживать сильную ревность, так как его мама теперь не принадлежит только ему, что появилась маленькая сестренка, и что невозможно проводить время с мамой постоянно. Даже долго отсутствующий отец возвращается и «отбирает» маму. Ганс хотел бы, чтобы отец отсутствовал и дальше, вплоть до того, чтобы отец вообще умер.
Тревога ребенка усиливается, когда он обнаруживает, что у его сестры wiwimacher все-таки отстутствет, а не просто очень мал и вовсе не растет со временем. Можно предположить тревожные мысли Ганса: «Если пениса у девочки нет, то наверное он был и его отрезали? То есть все-таки наказали?»
Тревога, страх кастрации и противоречивые чувства к отцу, влечение к матери, недостаток адекватного объяснения устройства разницы полов и причины появления детей, обнаруживают внутренний конфликт и становятся узлом фобического невроза.
Острая фобия приводит маленького Ганса в анализ, когда мальчику исполнилось 4 года и 9 месяцев. Совершая прогулку с няней, по совершенно привычному для него маршруту, он начинает плакать, отказывается продолжать прогулку и требует, чтобы его вернули к матери, потому что он хочет «поласкаться» с мамой. Постепенно нежелание гулять приобретает объяснение в виде страха улицы и страха, что его укусит лошадь. Никакие объяснения и увещевания этот страх не уменьшают. Для Ганса становятся невозможен выход со двора на улицу ни с няней ни с матерью
Фобия разворачивается в несколько тактов. Первый такт: обнаруживается симптомы Angst —некая безадресная тревога и Торможение — мальчик буквально не может идти, мышечное торможение не позволяет ему это сделать. Через 2 дня на втором такте, Ганс уже может ответить на вопрос, чего он боится, Angst сменился на боязнь лошади, то есть появилось замещающее представление — лошадь. Психика совершила работу по связыванию тревоги. Внутренняя опасность становится внешней, и теперь для Ганса становится возможно пытаться структурировать свое пространство и избегать встречи с объектом тревоги. На третьем такте фобия разрастается, путем разрастания замещающих представлений: «лошадь, которая приходит в комнату», «лошадь, которая укусит», «падающая лошадь», «груженая лошадь», «лошадь, у которой что-то черное у рта» и далее фобия разворачивается на повозки и железную дорогу «под знаком средств передвижения» - говорит Фрейд.
К сожалению работа психики оказываться неудачной, так как окончательно связать Angst не удается.
Фрейд, говоря о фобиях в своих лекциях, скажет: «Слабость системы защиты при фобиях заключается, конечно, в том, что крепость, настолько укрепленная с внешней стороны, остается открытой для нападения с внутренней». Что-же происходит внутри? и от чего субъект держит оборону? Забегая вперед, можно сказать, что фобия выполняет своего роде «протезную» функцию организуя некие подпорки в организации запрета внутри психики.
Причина оказывается в том, что мать разрешает Гансу приходить в свою постель, не учитывая недовольство отца и ребенок посещает вместе с ней клозет, что говорит о том, что в этой семье вся полнота власти принадлежит матери и отец в своей «отцовской функции» оказывается недостаточно обладающим властью для отделения Ганса от матери, для того чтобы юный субьект «потерял» мать. Психика структурируется фобией, в преддверии вхождения субъекта в Эдипов комплекс.
Отец Ганса, под руководством Фрейда, объясняет сыну, что Ганс хочется «ласкаться» с матерью и занять место отца в родительской постели. В своих фантазиях Ганс победил отца и остался с матерью («фантазии о жирафах»). Интерпретация Фрейда объясняет появление симптомов фобии, как компромисс ‒ бессознательная тревога быть наказанным (папа меня сегодня утром бил»), кастрированным отцом подменяется страхом быть укушенным лошадью.
Этот случай стал классической иллюстраций прохождения субъектом Эдипова комплекса и процессов, проходящих внутрипсихически. При кажущейся сложности и не самой прозрачной, на первый взгляд, логике, характерным для каждого субьекта в его становлении.
[/url]Глоссарий:
• Влечение – влечение происходит из внутренних источников раздражения, оно создает психологическое напряжение, которое и действует как сила, ориентированная на устранение источника возбуждения. В данном случсе например это влечение Ганса к матери или агрессивное влечение, направленное на устранение отца или сестры.
Angst – внутреннее ощущение опасности, не имеющее конкретного объекта. Сопровождает встречу Субъекта с возможностью своего несуществования.
• Фобия – в этом клиническом случае, переживание тревожных и панических реакций , приводящих в ограничению в поведении, в перемещении в пространстве. Ганс не мог выходить за определённые границы, пересекать их, как будто организовывая свои внутренние ограничения вовне.
• Эдипов комплекс – сложная система особенностей и новообразований в психическом аппарате субъекта на подступах к генитальной фазе психосексуального становления. Выражается в бессознательном или частично осознаваемым сексуальным влечением к родителю противоположного пола и амбивалентными чувствами к родителю того же пола.
• Торможение - мышечное торможение, не позволяющее Гансу пересечь условную границу, покинуть собственный двор, уйти, дальше определенного расстояния.
• Кастрация — фантазия Ганса о том, как девочки теряют wiwimacher вследствие угрозы от мамы, об отрезании пениса Гансу доктором, если он не прекратит привычку дотрагивания до своего пениса. Бессознательная фантазия об осуществленном наказании от разгневанного отца.
• Лошадь — замещающее представление, компонент фобии. Для Ганса оказывается замещающим для образа кастрирующего отца, существует в логике ребуса.
• Wiwimacher ,«мастер по деланию пипи» «пипимастер»- пенис.
Автор: Петрова Дарья Александровна