Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Эссе по работе З. Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика»

Эссе по работе З. Фрейда «Анализ фобии пятилетнего мальчика» (1909)

Первой пробой детского психоанализа становится случай маленького Ганса. В 1909г З. Фрейд пишет работу «Анализ фобии пятилетнего мальчика». Данная работа представляет собой пример опосредованного психоанализа, то есть беседовал с ребенком, делал тщательные записи, передавая их Фрейду, отец Ганса — Макс Граф. Подробные записи позволили Фрейду проследить клинический случай психосексуального становления субъекта, иными словами случай «Эдипализации». Хронологически это описание включает возраст ребенка примерно с 3 до 5 лет. Фрейд встречался со своим маленьким анализантом всего дважды. Как оказалось, второй раз Герберт Граф посетил своего аналитика уже будучи во взрослом возрасте, когда стал известным постановщиком опер и передал своему сыну имя — Ганс.Первые заметки отца Ганса относятся примерно к трехлетнему возрасту, и отмечают активный познавательный интерес ребенка к своему телу, а если быть точнее к пенису. Мальчик изобретает свое слово, для обозначения этого органа. Wiwimacher – дословно с нем. языка «мастер по деланию пи-пи». Ганс обращает внимание на присутствие или отсутствие этого органа у родителей, животных (коров, собак, лошадей) и других объектов (поездов, столов, стульев), наполняющих окружающий его мир.

Интересным оказывается наблюдение за купанием маленькой сестры или процессом раздевания матери. Так, последовательно можно проследить его размышления и выводы о том, что wiwimacher непременно в наличии у всего живого и бывает разного размера и wiwimacher становится своего рода логическим оператором структурирующим его мир. Мир, в котором пока еще нет различия полов, но уже появляется тревога от предстоящей встречи с Законом и приближающейся кастрации.

О том, что в полной мере встреча с законом еще не случилась, говорит наблюдение следующее наблюдение: Ганс находит возможность испытывать удовольствие от прикосновения к пенису, но его мать мальчика, которая замечает, что подобный способ получения удовольствия может стать «свинской» привычкой, грозит Гансу, что позовет доктора А. и тот отрежет ему Wiwimacher. Отвечая на угрозу, Ганс без тени смущения спокойно находит себя неуязвимым в том, что он будет тогда делать Wiwiпри помощи Popo.

Этот момент ознаменует появление кастрационной тревоги в связи с существованием такого способа получения удовольствия, как прикосновение к пенису и приближения к генитальной фазе становления.

Любопытство Ганса начинает подпитываться тревогой, его мать не облегчает ему задачу, запутывая Ганс своим ответом на его вопрос, есть ли у нее wiwimacher, что «Конечно. Разве ты не знал?» Мать не понимает, что Ганс уже исследует тему различия полов, для нее это все еще вопрос о том, как у людей устроено мочеиспускание. Кроме того, рассказы родителей о том, что детей приносит аист, усугубляют замешательство.

Параллельно Гансу приходится обнаруживать сильную ревность, так как его мама теперь не принадлежит только ему, что появилась маленькая сестренка, и что невозможно проводить время с мамой постоянно. Даже долго отсутствующий отец возвращается и «отбирает» маму. Ганс хотел бы, чтобы отец отсутствовал и дальше, вплоть до того, чтобы отец вообще умер.

Тревога ребенка усиливается, когда он обнаруживает, что у его сестры wiwimacher все-таки отстутствет, а не просто очень мал и вовсе не растет со временем. Можно предположить тревожные мысли Ганса: «Если пениса у девочки нет, то наверное он был и его отрезали? То есть все-таки наказали?»

Тревога, страх кастрации и противоречивые чувства к отцу, влечение к матери, недостаток адекватного объяснения устройства разницы полов и причины появления детей, обнаруживают внутренний конфликт и становятся узлом фобического невроза.

Острая фобия приводит маленького Ганса в анализ, когда мальчику исполнилось 4 года и 9 месяцев. Совершая прогулку с няней, по совершенно привычному для него маршруту, он начинает плакать, отказывается продолжать прогулку и требует, чтобы его вернули к матери, потому что он хочет «поласкаться» с мамой. Постепенно нежелание гулять приобретает объяснение в виде страха улицы и страха, что его укусит лошадь. Никакие объяснения и увещевания этот страх не уменьшают. Для Ганса становятся невозможен выход со двора на улицу ни с няней ни с матерью

Фобия разворачивается в несколько тактов. Первый такт: обнаруживается симптомы Angst —некая безадресная тревога и Торможение — мальчик буквально не может идти, мышечное торможение не позволяет ему это сделать. Через 2 дня на втором такте, Ганс уже может ответить на вопрос, чего он боится, Angst сменился на боязнь лошади, то есть появилось замещающее представление — лошадь. Психика совершила работу по связыванию тревоги. Внутренняя опасность становится внешней, и теперь для Ганса становится возможно пытаться структурировать свое пространство и избегать встречи с объектом тревоги. На третьем такте фобия разрастается, путем разрастания замещающих представлений: «лошадь, которая приходит в комнату», «лошадь, которая укусит», «падающая лошадь», «груженая лошадь», «лошадь, у которой что-то черное у рта» и далее фобия разворачивается на повозки и железную дорогу «под знаком средств передвижения» - говорит Фрейд.

К сожалению работа психики оказываться неудачной, так как окончательно связать Angst не удается.

Фрейд, говоря о фобиях в своих лекциях, скажет: «Слабость системы защиты при фобиях заключается, конечно, в том, что крепость, настолько укрепленная с внешней стороны, остается открытой для нападения с внутренней». Что-же происходит внутри? и от чего субъект держит оборону? Забегая вперед, можно сказать, что фобия выполняет своего роде «протезную» функцию организуя некие подпорки в организации запрета внутри психики.

Причина оказывается в том, что мать разрешает Гансу приходить в свою постель, не учитывая недовольство отца и ребенок посещает вместе с ней клозет, что говорит о том, что в этой семье вся полнота власти принадлежит матери и отец в своей «отцовской функции» оказывается недостаточно обладающим властью для отделения Ганса от матери, для того чтобы юный субьект «потерял» мать. Психика структурируется фобией, в преддверии вхождения субъекта в Эдипов комплекс.

Отец Ганса, под руководством Фрейда, объясняет сыну, что Ганс хочется «ласкаться» с матерью и занять место отца в родительской постели. В своих фантазиях Ганс победил отца и остался с матерью («фантазии о жирафах»). Интерпретация Фрейда объясняет появление симптомов фобии, как компромисс ‒ бессознательная тревога быть наказанным (папа меня сегодня утром бил»), кастрированным отцом подменяется страхом быть укушенным лошадью.

Этот случай стал классической иллюстраций прохождения субъектом Эдипова комплекса и процессов, проходящих внутрипсихически. При кажущейся сложности и не самой прозрачной, на первый взгляд, логике, характерным для каждого субьекта в его становлении.

[/url]Глоссарий:

• Влечение – влечение происходит из внутренних источников раздражения, оно создает психологическое напряжение, которое и действует как сила, ориентированная на устранение источника возбуждения. В данном случсе например это влечение Ганса к матери или агрессивное влечение, направленное на устранение отца или сестры.
Angst – внутреннее ощущение опасности, не имеющее конкретного объекта. Сопровождает встречу Субъекта с возможностью своего несуществования.

• Фобия – в этом клиническом случае, переживание тревожных и панических реакций , приводящих в ограничению в поведении, в перемещении в пространстве. Ганс не мог выходить за определённые границы, пересекать их, как будто организовывая свои внутренние ограничения вовне.

• Эдипов комплекс – сложная система особенностей и новообразований в психическом аппарате субъекта на подступах к генитальной фазе психосексуального становления. Выражается в бессознательном или частично осознаваемым сексуальным влечением к родителю противоположного пола и амбивалентными чувствами к родителю того же пола.

• Торможение - мышечное торможение, не позволяющее Гансу пересечь условную границу, покинуть собственный двор, уйти, дальше определенного расстояния.

• Кастрация — фантазия Ганса о том, как девочки теряют wiwimacher вследствие угрозы от мамы, об отрезании пениса Гансу доктором, если он не прекратит привычку дотрагивания до своего пениса. Бессознательная фантазия об осуществленном наказании от разгневанного отца.

• Лошадь — замещающее представление, компонент фобии. Для Ганса оказывается замещающим для образа кастрирующего отца, существует в логике ребуса.

• Wiwimacher ,«мастер по деланию пипи» «пипимастер»- пенис.

Автор: Петрова Дарья Александровна