Примерная программа по Историко-бытовому танцу 2001г. Автор: Намаконова Л.В.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
«Историко-бытовой танец» ставит своей целью познакомить студентов с танцевальной культурой различных эпох, стилей и манерой исполнения исторических танцев. Историко-бытовой танец как самостоятельный вид хореографического искусства является неотъемлемой частью формирования педагога , руководителя хореографического коллектива.
На занятиях по курсу студенты получают знания о своеобразии танцевальной культуры и быта разных эпох, навыки исполнения бытовых элементов и историко-бытовых танцев и композиций на их основе, а также умение самостоятельно составлять и проводить урок историко-бытового танца.
Сначала изучаются основные элементы историко-бытового танца. Затем изучаются танцы не сложные по манере исполнения, но развивающие танцевальность, пластичность, мягкость, координацию. Приобретаются навыки общения в паре. далее студенты продолжают изучать фрагменты или целиком танцы прошлых веков, а также осваивают лучшие образцы сценической хореографии. Студенты выполняют задания по сочинению танцевальных этюдов в стиле различных эпох на основе музыкальных, литературных и изобразительных источников, а затем демонстрируют их на уроках.
Курс историко-бытовой танец вводится на З и 4 семестрах. В соответствии с учебным планом на него отводится всего 80 часов.
Виды занятий: практические занятия .
Программа составлена с учетом контингента учащихся и их возрастных особенностей.
2. ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
Наименование разделов и тем Количество аудиторных часов Всего практических занятий
З СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 1:
1.1. Происхождение историко-бытового танца.
1.2. Основные элементы историко—бытового танца.
РАЗДЕЛ № 2:
2.1. Танцевальная культура 15-16 веков.
2.2. Основные элементы популярных танцев эпохи Средневековья.
РАЗДЕЛ № З:
3.1. Танцевальная культура 17 века.
3.2. Основные элементы танцев 17 века.
РАЗДЕЛ № 4.
4.1. Танцевальная культура 18 века.
4.2. Основные элементы танцев 18 века.
ИТОГО: 34
4 СЕМЕСТР. РАЗДЕЛ № 5:
5.1. Танцевальная культура 19 века.
5.2. Основные элементы танцев 19 века.
РАЗДЕЛ № 6.
6.1. Методика преподавания историко-бытового танца, сочинение этюдов.
ИТОГО: 46 ВСЕГО: 80
3. ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.
РАЗДЕЛ № 1. ВВЕДЕНИЕ:
Задачи курса « Историко — бытовой танец».
ТЕМА 1.1. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО ТАНЦА.
Происхождение историко-бытового танца, возникновение придворных бальных танцев, их отличие от народных. Значение музыки в определении характера исполнения танцев различных эпох. Влияние костюма на характер движения. Французская терминология. Позиции рук и ног. Требования к знаниям: Студент должен знать происхождение историко-бытового танца, возникновение придворных бальных танцев, их отличие от народных. Значение музыки в определении характера исполнения танцев различных эпох. Влияние костюма на характер движения. Французскую терминологию. Позиции рук и ног.
Требования к умениям: Студент должен уметь исполнять: Построения (линия, колонна, круг ). Позиции ног. Позиции рук, рогt de bгаs.
ТЕМА 1.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО ТАНЦА.
Поклоны и реверансы на музыкальный размер 2\4, 3\4, 4\4. Основные шаги: бытовой, танцевальный, скользящий, боковой подъемный \ раs е1еve, Раs рolka , раs gа1ор. Все формы сhassе. Ваlаnсе / на месте , с продвижением вперед и назад\. Раs Ваlаnсе с различным положением головы.
Требования к знаниям: Студент должен знать методику исполнения основных элементов историко-бытовых танцев.
Требования к умениям: Студент должен уметь методически грамотно исполнять основные элементы историко-бытового танца.
РАЗДЕЛ № 2. ТЕМА 2.1. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 15-16 ВЕКОВ.
Эпоха Средневековья. Праздники и танцы народа. Связь народных танцев с трудовой деятельностью крестьян и ремесленников. Праздники и танцы знати. Убранство дворцовых залов, костюмы и украшения. Танцы раннего Средневековья и их музыкальное сопровождение. Танцы позднего Средневековья и их музыкальное сопровождение. Появление бытового танца. Усложнение рисунка и движений танцев. Положение стопы в танцах средних веков. Популярный танец средних веков - Бранль. Происхождение и основа Бранля. Зависимость названия Бранля от места его происхождения. "Крестьянский" и «Сольный» Бранль, различие в манере их исполнения.
Требования к знаниям: Студент должен знать праздники и танцы народа в эпоху Средневековья. Танцы раннего Средневековья и их музыкальное сопровождение. Танцы позднего Средневековья и их музыкальное сопровождение. Появление бытового танца. Усложнение рисунка и движений танцев. Происхождение и основу Бранля. "Крестьянский" и «Сольный» Бранль, различие в манере их исполнения.
Требования к умениям: Студент должен уметь исполнять поклоны и реверансы (салют и поклон кавалера, реверанс дамы).
ТЕМА 2.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПОПУЛЯРНЫХ ТАНЦЕВ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
Простой бранль, двойной бранль, веселый бранль, основной ход паваны, основное па куранты, основное па алеманды. Примеры композиции танцев: салонный бранль, крестьянский бранль, павана, куранта, аллеманда.
Требования к знаниям: Студент должен знать методику исполнения основных элементов танцев эпохи Средневековья.
Требования к умениям: Студент должен уметь методически грамотно исполнять основные элементы танцев эпохи Средневековья. А также примеры композиции танцев: салонный бранль, крестьянский бранль, павана, куранта, аллеманда.
РАЗДЕЛ № 3. ТЕМА 3.1 ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 17 ВЕКА.
Культурная жизнь Франции 17 века. Организация парижской академии танца и ее значение в развитии танцевальной культуры Франции. Влияние костюма на развитие бытовой хореографии. Популярный танец 17 века — МЕНУЭТ. Происхождение менуэта и особенности его исполнения. Различие между менуэтом возникшим в народе и менуэтом королевского двора. РОМАНЕСКА. Происхождение танца.
Требования к знаниям: Студент должен знать происхождение менуэта и особенности его исполнения. Различие между менуэтом возникшим в народе и менуэтом королевского двора. Происхождение РОМАНЕСКИ.
Требования к умениям: Студент должен уметь исполнять поклоны и реверансы: поклон кавалера и реверанс дамы. Комбинации из поклонов и маленьких шагов.
ТЕМА 3.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦЕВ 17 ВЕКА.
Pаs mеnu, раs gгavе, bаlаnсе mепuet. Основные движения Романески: раs de bоuгrе, раs bа1lоte. Примеры композиций танцев: медленный менуэт, романеска.
Требования к знаниям: Студент должен знать методику исполнения основных элементов танцев 17 века.
Требования к умениям: Студент должен уметь методически грамотно исполнять основные элементы танцев 17 века. А также примеры композиции танцев: медленный менуэт, романеска.
РАЗДЕЛ № 4. ТЕМА 4.1. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 18 ВЕКА.
Искусство рококо и его влияние на убранство залов, наряды, манеру поведения, стиль бальной хореографии. Влияние народного танцевального искусства на бытовую и профессиональную хореографию. Массовые праздненства на площадях и улицах Парижа во время французской буржуазной революции. Наиболее популярные танцы 18 века — Скорый Менуэт, Гавот, Контрданс, Полонез. Стилевые особенности и манера исполнения скорого менуэта, его отличие от медленного. Происхождение гавота. Второе рождение гавота в 18 веке. Его отличие от первоисточника . Особенности исполнения этого танца. Происхождение контрданса. Успех контрданса. Происхождение полонеза.
Требования к знаниям: Студент должен знать значение влияния народного танцевального искусства на бытовую и профессиональную хореографию. Массовые праздненства на площадях и улицах Парижа во время французской буржуазной революции. Наиболее популярные танцы 18 века —Скорый Менуэт, Гавот, Контрданс, Полонез. Стилевые особенности и манеру исполнения скорого менуэта, его отличие от медленного. Происхождение гавота. Его отличие от первоисточника . Особенности исполнения этого танца. Происхождение контрданса. Успех контрданса. Происхождение полонеза.
Требования к умениям: Студент должен уметь исполнять поклоны и реверансы: реверанс дамы, поклон кавалера. Составлять комбинации из поклонов и реверансов.
ТЕМА 4.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦЕВ 18 ВЕКА.
Pаs bаlаnсе, bаlаnсе mепuеt, раs g1issаdе, раs ро1оnеz. Примеры композиций танцев: классический менуэт \муз. В.А.Моцарта\, гавот, полонез.
Требования к знаниям: Студент должен знать методику исполнения основных элементов танцев 18 века.
Требования к умениям: Студент должен уметь методически грамотно исполнять основные элементы танцев 18 века. А также примеры композиции танцев: классический менуэт, гавот, полонез.
РАЗДЕЛ № 5. ТЕМА 5.1. ТАНЦЕВАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА 19 ВЕКА.
Развитие массовых бальных танцев. Общественные балы и маскарады. Их общий церемониал и порядок. Организация специальных танцевальных классов с учителями профессионалами. Вальс- наиболее любимый и популярный танец. Происхождение вальса. Вальсы Штрауса и их роль в дальнейшей популяризации танца. Мазурка — происхождение и своеобразие этого танца. Полька — происхождение и своеобразие этого танца. Французская кадриль, ее танцевальная техника.
Требования к знаниям: Студент должен знать происхождение и своеобразие танцев: вальс, мазурка, полька, французская кадриль.
Требования к умениям: Студент должен уметь исполнять поклоны и реверансы: реверанс дамы, поклон кавалера. Составлять комбинации из поклонов и реверансов, соединенных танцевальными шагами.
ТЕМА 5.2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ТАНЦЕВ 19 ВЕКА.
Раs bаlаnсе, вальс в три раs, в два раs, раs gа1а, раs соuгу, раs cоupе, «голубец», раs роIkа, все формы сhаsse. Примеры композиций танцев: вальс \ сценические формы \, мазурка, полька, французская кадриль \ фигуры по выбору педагога \.
Требования к знаниям: Студент должен знать методику исполнения элементов танцев 19 века.
Требования к умениям: Студент должен уметь методически грамотно исполнять элементы танцев 19 века. Атакже примеры композиций этих танцев.
РАЗДЕЛ № б. ТЕМА 6.1. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИКО-БЫТОВОГО ТАНЦА, СОЧИНЕНИЕ КОМБИНАЦИЙ.
Отбор танцевального материала. Поклоны и реверансы. Закрепление пройденного материала. Методика объяснения нового материала. Знакомство с музыкой. Отработка элементов танцев включенных в программу урока. Изучение композиции танца по фигурам. Методика проведения урока. Самостоятельный танцевальный показ всех пройденных танцев. Соблюдение манеры исполнения. Рассказ и показ. Замечания. Работа над сочинением танцевальных этюдов историко—бытовых танцев на основе пройденного материала. Подбор музыкального материала. Разработка этюдов и их разучивание с исполнителями.
5. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ.
1. Базарова Н.П. Классический танец. Л., 1975.
2. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца. М.; Л., 1964, 1975.
3. Ваганова А.Я. Основы классического танца.М.; Л., 1963, 1980.
4. Васильева — Рождественская М. Историко — бытовой танец. М., 1963.
5. Воронина И. Историко — бытовой танец. М., 1980.
6. Ивановский И. Бальный танец 16 — 19 веков. Л.; М., 1948.
7. Костровицкая В.С. 100 уроков классического танца. Л., 1972, 1981.
8. Мессерер А. Уроки классического танца. М., 1967.
9. Тарасов Н.И. Классический танец: школа мужского исполнительства.М., 1971.
10. Фадеева С.Л., Неугасова Т. Н. Теория и методика преподавания классического и историко-бытового танцев. С-Пб., 2000.
ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ.
1. История русского балета, \ 1 и 2 части \.
2. Мастера русского балета.
З. Звезды русского балета.
4. Лебединное озеро \ фильм\балет \.
5. Золушка \ ф\балет \.
б. Ромео и джульетга \ ф\балет \.
7. Спящая красавица \ ф\балет \.
8. Раймонда \ ф\балет \.
9. Эсмеральда \ ф\балет \.
10. Бахчисарайский фонтан \ ф\балет \.