Одна из любимых шуток девятиклассников: ха-ха-ха, причем здесь «бЕлки»? Как только видят эту тему, сразу начинают, что называется, зубоскалить. Но это даже хорошо, смеются, значит живы, значит еще есть силы и порох в пороховницах! Будем изучать бЕлок, ну, то есть белкИ.
Я прожила в школе 26 лет. Теперь выкладываю на канале все, что наработала за эти годы. Может быть, кому-то пригодится. Пользуйтесь на здоровье.
К этому уроку я готовлю «модели полимеров». Это бусы. Вариант с одинаковыми бусинами — регулярный полимер, его начинаю показывать еще на уроке с углеводами. Вариант с разными бусинами, нанизанными безо всякого порядка — нерегулярный полимер. Еще хороша андамания. Это пластиковая пружина, которая была весьма популярна у детей лет 15 назад, потому что она умеет «ходить по лестнице». Кому-то из детей в свое время надоела, и подарили мне в кабинет. Теперь это модель вторичной структуры белка.
Сам урок начинаю с теста, в ходе которого выясняю, что ученики усвоили из предыдущих уроков, посвященных воде, углеводам и липидам.
Дальше переходим к белкам. Во времена, когда можно было пользоваться смартфонами, я предлагала ученикам найти в интернете определение, которое дал жизни Фридрих Энгельс. Ученики находили в нем ключевые слова - «белковых тел», вот вам классическое начало урока по ФГОС. Но и без смартфона обойдемся: определение можно подать на презентации или просто произнести его. Даже быстрее получится.
Итак, белковые тела, или проще — белки. Из материала прошлого года ученики знают, что белки состоят из аминокислот. Предлагаю рассмотреть структурные формулы всего набора аминокислот, которые в своем учебнике предлагает Д.К. Беляев. Что нам нужно: узнать, сколько существует разных аминокислот, найти общее и различие между этими веществами. Если класс достаточно сильный и усвоил понятие водородной связи, то можно задать вопрос, будут ли аминокислоты обладать свойством растворимости.
Некоторые аминокислоты на рисунке в этом учебнике помечены звездочками. Ученики должны найти сноску и узнать, что это незаменимые аминокислоты. Обсуждаем.
Если такого учебника в кабинете нет (у меня-то есть все, что было когда-либо списано из библиотеки), то «сборник» аминокислот, в том числе и со звездочками можно изобразить на презентации.
На опорном конспекте есть запись «20 типов аминокислот» и пять кружочков под ней. Эти кружочки разрисовываем разными цветами или фигурками, кто как хочет. Главное — показать нерегулярность белка как полимера.
На следующем этапе урока важно объяснить важность этой самой нерегулярности. Сначала демонстрирую модель углевода, предлагаю мысленно поменять местами любые шарики. Что-то в структуре бус меняется? Нет. При перемене мест мономеров в составе регулярного полимера свойства вещества останутся прежними.
Затем демонстрирую модель белка (бусы) и сообщаю, что, допустим, это не просто белок, а пигмент песочного оттенка, который откладывается в шерсти животного и делает его малозаметным на фоне песка.
Мысленно меняем местами любые бусины, добавляем новую или убираем одну из существующих. Структура поменялась? Да. Следовательно, поменялись свойства. И теперь это пигмент, допустим, черного цвета. Или красного. Животное хорошо заметно, что сильно сокращает его жизнь. А если это не пигмент, а белок, участвующий в обмене веществ? Рассуждать можно в любом направлении, но в любом случае выходим на вывод, который записываем на опорный конспект в раздел «Основное свойство». Это нам очень пригодится при рассмотрении ДНК.
Структуры белка хорошо изучать при помощи тех же моделей. Добавляю такую вводную: каждый белок уникален, потому что имеет уникальную 3D-форму. Как ключ. Все видели в мастерской металлоремонта заготовки ключей. Это одинаковые палочки, которые ничего не открывают. Чтобы изготовить из заготовки ключ, мастер вытачивает на бородке ту самую уникальную 3D-форму.
Так и белок. Бусы — первичная структура — это всего лишь заготовка. Такой белок ничего не делает: не может быть ни ферментом, ни пигментом. Но — смотрим на структурные формулы аминокислот — водороды и кислороды соседних аминокислот притягиваются друг к другу, поэтому белковая цепочка заворачивается в спираль. Вот здесь-то и пригодится андамания.
Эту игрушку можно и в клубок завернуть в руке, только осторожно, чтобы она не запуталась. Вот и третичная структура появилась. Кстати, если и запутается — не беда, дети очень любят ее распутывать.
Для четвертичной структуры я модель не придумала, но здесь можно и воображение учеников задействовать. Денатурация и ренатурация — на усмотрение учителя. В сильном классе это интересно.
На функции белков обычно времени не остается, просто смотрим, какие существуют, и отмечаем их количество. Белки в организме важны именно тем, что у них очень много самых разных функций. Можно также задать вопрос, почему на первом месте стоит именно каталитическая (катализаторы по химии уже стопроцентно изучали).
В конце урока, как обычно, работа с Картой темы (подробно здесь).
А вы как подаете тему белков в девятом классе? Делитесь в комментариях.
Ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Если уважаемые читатели предложат более яркие и продуктивные идеи, с удовольствием приму! Давайте вместе сделаем биологию самым интересным предметом в школе!
Подписывайтесь на канал. Ставьте лайк. Автор ждет комментариев, советов, продуктивных дискуссий.