Найти тему

Много неизвестного про «царицу полей» русской армии 1812 года

Казалось бы, про русскую армию 1812 года написано много и при желании можно найти информацию про гренадёров, фузилеров, егерей.

Однако, если начать задавать вопросы (что часто делают мои читатели), то сразу выясняется, что, по вроде бы известным вещам, есть масса неизвестного.

В данной статье я планировал немножко разложить «по полочкам» информацию, которую нашёл в разных документах той эпохи.

Меня давно интересовало, кого же набирали в гренадёры. Про то, что раньше гренадёры вооружались (кроме прочего) ручными гранатами и потому в них отбирались самых сильных и рослых, знают все. Но в 1812 году ручных гранат и в помине не было. Вроде как всё равно отбирали самых сильных и рослых, поскольку гренадёры стали ударной силой пехоты, а штыковые атаки тогда имели наиважнейшее значение, стало быть и физические данные на первом месте. Но, согласно опубликованным запискам самого императора, которые занимался в 1810-11 годах реорганизацией пехоты, в гренадёры следовало отбирать солдат и офицеров храбрейших, доброго поведения, трудолюбивых, опытных. Из отобранных людей наиболее рослых отбирать в гренадёры, остальных в стрелки. Таким образом пехотный батальон состоял из четырёх рот: гренадёрской и трёх мушкетёрских. Гренадёрская рота состояла из гренадёрского и стрелкового взводов. В бою они строились по флангам батальона: на правом фланге гренадёры, на левом — стрелки.

В этом отношении наша армию, вопреки некоторым мнениям, соответствовала французской структуре, где в батальоне было шесть рот: четыре фузилёрных, вольтижёрская и гренадёрская. Причём, гренадёрская рота вставала на правом фланге, и вольтижёры на левом. Только наш батальон был поменьше, а пропорция ударной пехоты и элитных стрелков была примерно такой же. Кстати, в армиях немецких государств, которые переняли французскую структуру, роты отборных стрелков именовались именно стрелковыми (schützen).

Кроме пехотных полков, как известно, в русской армии имелись и полки гренадёрские. Они формировались не обычными рекрутами, а лучшими солдатами из других полков. При этом в гренадёрском полку батальон состоял из трёх фузилёрных и только одной гренадёрской роты. Лишь в Лейб-гренадёрском полку все роты были гренадёрскими.

Интересно по егерским полкам. Изначально в егерском планировали иметь одну роту отборных стрелков, которую так и именовали бы стрелковой. Затем её (ещё в 1810 году) было предложено именовать карабинерной. Но в конце концов роты и в егерских полках стали именоваться гренадёрскими, имея такой же состав, как в пехотных. После войны с Наполеоном, наиболее отличившиеся егерские полки были переименованы в карабинерные, но, как видим, термин карабинеры для отборных стрелков пытались вводить раньше.

В русской армии, подобно прочим европейским, были распространены сводно-гренадёрские части. Только в большинстве немецких государств — Австрии, Пруссии, Саксонии и пр., сводно-гренадёрские батальоны формировались из отдельных гренадёрских рот полков или гренадёрских рот батальонов. Причём в составе своих полков они вообще не действовали, то есть батальоны практически были штатными. В русской же армии полк состоял из трёх батальонов, но 2-й батальон считался запасным. Когда полк уходил в поход, то 2-й батальон оставался на месте и готовил пополнения. Однако гренадёрские роты 2-х батальонов также шли в поход, собираясь в трёхротные сводно-гренадёрские батальоны, по два на каждую дивизию. В корпусе эти батальоны сводились в сводно-гренадёрские бригады, а в армии — в сводно-гренадёрские дивизии.

Кроме пехотных, гренадёрских и егерских полков в русской армии были полки морские. В целом это аналог морской пехоты. Всего было три полка на Балтике, один на Чёрном море и один Каспийский батальон. Структура была такая же, как описана выше.

Кроме пехоты полевой и морской, была ещё и гарнизонная. Про неё обычно редко вспоминают, так как в Отечественной войне гарнизонные полки и батальоны в подавляющем находились в той части страны, которую война не затронула.

Рядовой гарнизонного полка. я немного подправил цвета, сделав отвороты краповыми (как положено), а не красными.
Рядовой гарнизонного полка. я немного подправил цвета, сделав отвороты краповыми (как положено), а не красными.

Однако, надо помнить, что перед войной из гарнизонных войск было сформировано 15 пехотных и 5 егерских полков. Не исключено, что многие даже продолжали носить форму гарнизонных войск.

Ещё одной составляющей пехоты была Внутренняя стража. Хотя задачей стражи было поддержание порядка, но по мере приближения наполеоновских войск батальоны Внутренней стражи вливались в действующую армию. Корпус Внутренней стражи состоял из Внутренних Губернских батальонов, где одна рота была из гарнизонных войск, одна была бывшей Губернской ротой, ещё одну роту формировали из Губернских команд. Плюс придавалось несколько Инвалидных команд. Поскольку всё это было сформировано лишь в 1811 году, то вид эти батальоны имели пёстрый и носили форму старых частей. Положенная страже серая форма едва ли в 1812 году встречалась часто.

Унтер-офицеры Внутренней стражи 1811 года. Скорее всего такая форма в 1812 году встречалась редко.
Унтер-офицеры Внутренней стражи 1811 года. Скорее всего такая форма в 1812 году встречалась редко.

Внутреннюю стражу и гарнизонные войска часто путают. Так, в состав гарнизона Бобруйской крепости вошли не Могилёвский и Минские гарнизонные батальоны (коих тогда уже не существовало) и именно Внутренние Губернские батальоны. Их позже переименовали во Внутренние Гарнизонные, отсюда и путаница.

Про Внутреннюю стражу всё-таки знают многие, а вот про Лесную стражу, тем более её участие в войне 1812 года, уверен, мало кто слышал. Тем не менее это часть вооружённых сил России, и в войне она участие принимала. Правда, большая часть лесников вошла в состав Земского ополчения. Но есть упоминание в «Строевом рапорте о состоянии корпуса, расположенного при Мозыри под командой г.-л. Эртеля», что в его составе имелись команды лесных стрелков Минской (1 офицер и 93 нижних чина) и Волынской (1 офицер и 164 нижних чина) губерний. К сожалению, упоминаний про то, как воевала Лесная стража я совсем не нашёл.

А вот какую форму они носили, судя по всему увидеть мы можем.

-4

А есть и ещё более интересные пехотные части русской армии, про которые совсем мало упоминаний.

Во-первых, это казаки. Мы как-то по умолчанию, привыкли считать казачьи войска именно конными. Но это не совсем верно. Так, Черноморское казачье войско формировало 10 конных и 10 пеших полков. В войне с Наполеоном 1812 года принял участие 9-й пеший казачий полк, который изначально находился на кораблях Дунайской флотилии, а затем передан в состав 3-й армии.

Ещё было Усть-Дунайское казачье войско, которое по всем справочникам в 1812 году уже было распущено. Однако, если верить «Положению о Дунайском казачьем войске» 1845 года, то на основе распущенного Усть-Дунайского Буджацкого казацкого войска в том же 1807 году было создано Дунайское казачье войско. Никаких особых положений во время правления Александра I по этому войску не было, но среди числившихся в начале 1812 года при Дунайской флотилии 2436 человек, продолжали нести службу и Дунайские казаки. Изначально их было отправлено на флотилию 200 человек, ещё 750 человек были в пехоте и 120 были конными.

Ещё две части, которые обычно не упоминают — это Балаклавский и Одесский греческие батальоны. К 1812 году они считались поселёнными войсками и предназначались для береговой обороны. Однако, в списках армии они числятся.

Унтер-офицер и рядовые 1-го батальона Греческого пехотного полка. 1779–1797 гг.
Унтер-офицер и рядовые 1-го батальона Греческого пехотного полка. 1779–1797 гг.
Солдаты Одесского греческого пехотного батальона.
Солдаты Одесского греческого пехотного батальона.

Есть и ещё пехота, которая хоть в боевых действиях против Наполеона не принимала участия, но упомянуть их стоит хотя бы потому, что о них вообще нигде не пишут. Это пандуры. В начале 1812 года в русской армии (как иррегулярные войска) числились 1-й и 2-й Мегединский, Горжинский и Вильченский пандурские полки. Сформированы они были из жителей Валахии для войны с турками.

К лету 1812 году упоминается лишь про два пандурских батальона в Дунайской армии, численностью в 2560 человек.

Вот, собственно и всё. Я постарался, дабы сильно не увеличивать объём статьи, рассказав лишь о том, что малоизвестно.

Кстати, если среди тех, кто это читает, будут люди, сильно интересующуюся войной 1812 года, то могу предложить попробовать вместе собрать большую справочную таблицу по армиям 1812 года — структура, численность. А также и униформы. Если интересно, то пишите на nwt@nweb.su

Я же ещё порекомендую вам мою статью:

«Второй фронт» для Наполеона