В Петербурге, в очередной раз, создаются очаги социальной напряженности и недовольства. И если раньше недовольство было массовым, но вялым и пассивным (плохая уборка снега, ковидные ограничения) или хоть и активным, но малочисленным (протесты против сноса зданий в центре города), то сейчас были задеты жизненные интересы примерно миллиона горожан. Мы имеем в виду принятый в конце июня закон Петербурга о реновации. Сама по себе реновация – процесс правильный. Вопрос в деталях – фактической, а не декларируемой, добровольности, реальной компенсации, качестве и месте нахождения жилья, предоставляемого взамен старого. Это для людей, дома которых «реновируют». А для города, для остальных горожан вовсе не безразлично, что появится на месте старой застройки – красивые дома или чудовищные «человейники».
Закон был принят с поразительной быстротой: 23 июня 2022 года прошло первое чтение, а 29 июня закон был принят сразу во втором и третьем чтении. При этом, чтобы соблюсти регламент, в один день провели два заседания. Ведь в одном заседании ЗАКСа нельзя принимать закон в двух чтениях. А на следующий день – 30 июня, закон уже подписал губернатор Петербурга. Быстро так. Могут, если хотят. Наверное, спешили куда-то…
Интересно, те, кто запускает процесс в таком виде, понимают, что покушение на дом, на жилище человека, является той красной линией, которая превращает обычного пассивного обывателя в активного протестующего. Как минимум.
В результате, жители стали самоорганизовываться в соцсетях, создавать группы, собирать подписи на улицах. Словно кто-то, специально, решил создать очаг недовольства и напряженности в этот, не самый простой для страны, период…
Чем же недовольны жители? Петербургский закон о реновации принят в более жестком, для жителей варианте, по сравнению, даже, с аналогичным законом в Москве. Жители недовольны непрозрачной и непонятной процедурой созыва и проведения собраний собственников, тем, что под реновацию могут попасть здания в хорошем состоянии, а также тем, что из удобных обжитых районов их могут переселить в человейники на дальних окраинах города. Кроме того, тревогу вызывает положение, по которому оценивать рыночную стоимость квартир будут оценщики, нанятые инвесторами. К ангажированным оценщикам доверие примерно такое же, как к экспертам, которые признают исторические дома не имеющими культурной ценности…
Под реновацию попадут панельные дома 1957 - 1970 годов постройки. Однако, прошла информация, что одним из первых хотят снести под реновацию квартал кирпичных двух и трехэтажных домов (таких как строили пленные немцы) на проспекте Стачек, рядом с усадьбой Дашковой (ЗАГС Кировского района). Об этом напишем отдельно.
Любому непредвзятому наблюдателю понятно, что такая реновация затеяна не в интересах жителей или города, как архитектурного целого, а в интересах застройщиков и их лоббистов.
В интересах жителей было бы проводить реконструкцию хрущевок, как в Европе - Эстонии, Германии...
Проблема уже вышла на такой уровень, что пришлось вмешаться главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину, который поручил своим местным сотрудникам проверить жалобы горожан, протестующих против такой реновации.
В следующей статье продолжим эту тему. Судя по подключению к проблеме СК России, всё ещё только начинается…