«Каждые несколько секунд на стволе у нас сидела «Штука». Доходило до того, что перенос огня на другую цель я производил, поворачивая орудие за ствол. Канониры, упорно всматривавшиеся в одну цель, не замечали другой, более опасной. К сожалению, нам не удалось сбить ни одного. Один подхорунжий и канонир получили ранения» - так описывал польский зенитчик Ежи Ломан бои с немецкими самолетами.
Вторая Мировая началась 1 сентября 1939 года, после нападения Германии на Польшу. В нашем музее есть редкий экспонат того времени - польская зенитка Bofors wz.36. Рассказываем, как созданное в Швеции орудие стало производиться в польской армии и попало в СССР.
Зенитка нового поколения
В 30-е годы во многих странах велись работы по созданию зенитного орудия нового поколения - автоматических пушек, надежных и дальнобойных. Особенно преуспела в их разработке шведская компания «Bofors». Ее 40-мм зенитка имела налаженную автоматику и современную систему прицеливания.
Накануне Второй мировой это орудие экспортировалось из Швеции в 18 стран, еще 10 производили зенитку по лицензии. С началом войны «Бофорсы» находились на вооружении армий по обе стороны фронта.
В предвоенный период Польше требовались современные зенитки. Первые экземпляры были закуплены у Швеции в мае 1934 года - это были две спаренные 40-мм зенитки для флота. Они понравились военным, и в 1936 году правительство заказало такое же вооружение для сухопутной армии. По контракту Польша получила 60 40-мм зениток на колёсных лафетах в готовом виде, 8 орудий в разборке и 30 000 снарядов.
Польские «Бофорсы»
Но этого было мало, полякам требовалось 638 зениток. Поэтому они договорились о лицензионном производстве на своих заводах. К сентябрю 1939 в польских войсках было 348 таких орудий.
Зенитки получили обозначение 40 mm armata przeciwlotnicza wz. 36. Была еще модификация wz. 38. Она отличалась простой конструкцией лафета и дешевизной: в производстве стоила 93 800 злотых, что на 38 000 дешевле wz.36. Был у wz. 38 большой минус - ее можно было перевозить с максимальной скоростью в 15 км/ч. А версия wz.36 выдерживала до 50 км/ч при транспортировке.
Зенитка вела огонь осколочными трассирующими и бронебойными снарядами. Боекомплект составлял 200 снарядов. Для четырёхорудийной батареи возили 6 боекомплектов - это 4800 снарядов общей массой 15 тонн. Заряжали «Бофорс» вручную обоймами по 4 снаряда. Дальность стрельбы составляла 4 275 метров, по высоте зенитка стреляла до 2 800 метров. Скорострельность зависела от слаженности работы расчета и в теории могла достигать 120 выстрелов в минуту.
Когда началась война, в Польской армии не было нужного количества «Бофорсов». Их не хватало для общего прикрытия фронта, поэтому зенитки поставили возле важных стратегических объектов – мостов, переправ, заводов. Часто зенитчикам приходилось действовать в отрыве от своих дивизий. Одной из первых вступила в бой 16-я батарея, уже 1 сентября сбившая четыре самолёта над Грудзёндзом. 14-я батарея 1 по 20 сентября сбила 13 самолётов, а в битве над Бзурой она отбивала атаки немецких танков. Рекорд установила 8-я батарея: она записала на свой счет 24 самолета во время прикрытия мостов в районе Модлина.
Всего в сентябре 1939 года польские ВВС и противовоздушная оборона уничтожили 285 самолетов и повредила 279. Часть из них сбили устаревшие 75-мм зенитки и авиация, немалое количество пришлось на 40-мм «Бофорсы».
Но это не спасло Польшу от разгрома. К 17 сентября польское правительство бежало из страны, капитуляция была неизбежной. В этот день СССР ввел войска на территорию Польши. В ходе Польского похода были заняты территории Западной Украины и Белоруссии, утерянные во время Советско-Польской войны.
Во время наступления советская армия захватила много трофеев, в том числе 40-мм зенитку wz.36. Увидеть ее вы можете в экспозиции Музея «Г.О.Р.А.»
#МузейПобеды #ГОРА #МузейГОРА #Bofors #ПольскийБофорс