Найти в Дзене
Арсен Манукян

ПОЧЕМУ СТАРТАПЫ ТЕРПЯТ НЕУДАЧУ или ЭФФЕКТ ОРЕОЛА

Когда год назад своему наставнику, ныне другу сказал о желании открыть бизнес, он пошутил: «у тебя же не было хотя бы два неуспешных проекта, зачем начинать серьёзный бизнес». 

Тогда эти слова меня расстроили, так как я понимал, что руководитель деликатно указывает на отсутствие опыта у меня в бизнесе, но спустя 2 года я сказал ему спасибо за шутку.  

Однако к тому моменту, у нас уже был первый провал - проект ELMUNGO career. 

Вкратце о проекте можно сказать следующее - на основании опыта моих друзей и отчасти, моей собственной карьеры, была разработана стратегия развития карьеры, о которой, по нашим оценкам, «мечтали» все сотрудники. 

В чем заключались наши ошибки??? 

Мы поддались эффекту ореола. 

Эффект ореола - это тенденция к тому, что положительные впечатления о человеке, компании, бренде или продукте в одной области положительно влияют на мнение или чувства в других областях.
Эффект ореола - это “название, данное феномену, при котором оценщики, как правило, находятся под влиянием своих предыдущих суждений о производительности или личности”. 

Именно «Вера в сильно заинтересованных людей», «Вера в блестящую идею», «Вера в собственные убеждения (контент ничто, суть - все)» привели проект к краху.  

Мы верили, что правила рынка неважны, мы думали, что стартап может иметь успех без структуры. Картинки были уникальными, сделаны под проект, мысли были практичными, боли «потребителей» были учтены. 

Не хватило структуры, не было учета, не было маркетинга. Была только логистика идей! 

Именно из-за этого бесценного опыта, при первой возможности, я читателям напоминаю, бизнес - это многогранная структура, в которой обязательно должны быть следующие подструктуры: 

  • Маркетинг,
  • Логистика, 
  • Учёт, 
  • Контроль. 

В случае если нет хоть одного составляющего, нет бизнеса. 

Без маркетинга идеи, логистика идеи - утешение души. 

Управляйте своими первыми ощущениями о бизнесе, чтобы не попасть в зону эффекта ореола.