Найти тему

Глупость как политический фактор

«Можно быть психопатом, но действовать под влиянием своей психопатии нельзя»
Эмиль Крепелин

Пересматривая свой архив «Лимонки», в одном из ранних номеров обнаружил краткий, но прелюбопытный анализ электоральных предпочтений россиян на основании классических работ основателя российской психиатрии Петра Борисовича Ганнушкина.

Это Ганнушкин. Не бойтесь - он врач.
Это Ганнушкин. Не бойтесь - он врач.

Это были 90-е годы, когда практически любые выборы по партийным спискам выигрывала КПРФ и ельцинской администрации лишь ценой невероятных усилий (фальсификации, подкупов одномандатников и пр.) удавалось не допустить прокоммунистического (КПРФ плюс Аграрии) большинства в Государственной Думе. Любые попытки демократов обуздать тогдашнюю Думу наталкивались на противодействие т.н. «Красного пояса» - регионов, где еще и губернаторы были из КПРФ.

Поэтому героем исследования являлся электорат именно этой, на тот момент наиболее популярной в народе, политической силы. Да и она сама.

По мнению анонимного автора, коллективный персонаж данной политической силы (напомню, на тот момент это большинство россиян) относится к описанной Ганнушкиным категории конституционально-глупых психопатов, «отличительным свойством которых является врожденная умственная недостаточность».

Но самой главной причиной электорального предпочтения россиян автор указывал следующую особенность данной группы:

«Конституционально-глупые психопаты – всегда консерваторы, из естественного чувства самозащиты они держатся за старое, к которому привыкли и к которому приспособились, и боятся всего нового»

(газета «Лимонка», №23 от октября 1995 года)

Что ж… В своё время мне был непонятен феномен превращения протестного «красного пояса» в пояс верности Путину. Теперь много встало на свои места.

Но немного по терминологии. В первую очередь надо понимать, что психопатические типы это не психи. Т.е. это нормальные люди, однако их качества находятся на грани между душевной болезнью и душевным здоровьем. Если взять конкретно группу конституционально-глупых, то она также находится на границе между психическим здоровьем и психической болезнью; это — люди врожденно ограниченные, от рождения неумные, безо всякой границы сливающиеся с группой врожденной отсталости (идиотией, олигофренией).

Теперь о глупости. Из Словаря русского языка С.И. Ожегова (М., 1991):

Глупый 1. С ограниченными умственными способностями, несообразительный, бестолковый. Г. человек. 2. Не обнаруживающий ума, лишенный разумной содержательности, целесообразности.

Глупый человек слаб умом, обладает минимальными умственными способностями, минимально умен. Глупость — слабость ума, но не слабоумие! Последнее психопатично, представляет собой род психической болезни. Глупость же свойственна психически нормальному человеку.

Нормальному. А значит – никак не ограниченному в гражданских и политических правах, это в данном случае важно.

Теперь последнее слово, смысл которого следует уточнить. Конституционально-глупые. Что значит, конституционально? Слово самому Ганнушкину:

«Понятие «конституциональное» относится к тем случаям, где ненормальные явления не представляют результата вмешательства инородного процесса, а оказываются врожденными, присущими самому существу личности и развивающимися только в тех пределах, в которых этого требуют ее обычное жизненное развитие или условия ее соотношений с окружающей средой»

Т.е. глупые от рождения, если проще.

Итак, конституционально-глупый электорат в период цезаризма перетек (и продолжает перетекать) от столь же глупой, но всё же оппозиционной (а значит предусматривающей какие-никакие изменения) политической силы (КПРФ) к другой, может чуть менее глупой, но зато гарантирующей (вместе с Гарантом) сохранение навечно существующего порядка вещей. Вспомнили Черномырдина с его «какую партию не строй – выходит КПСС»? Поняли, почему?

Не верите? Ну вот же портрет типичного сторонника цезаризма:

«Подобного рода люди иногда хорошо учатся (у них сплошь и рядом хорошая память) не только в средней, но даже и в высшей школе; когда же они вступают в жизнь, когда им приходится применять их знания к действительности, проявлять известную инициативу, — они оказываются совершенно бесплодными.
Они хорошо справляются с жизнью лишь в определенных, узких, давно установленных рамках домашнего обихода и материального благополучия, хорошо справляются с несложными требованиями какого-нибудь ремесла; иногда даже без больших недоразумений работают в торговле, даже в администрации. Это те «нормальные» люди, которых Ферри сравнивает с готовым платьем из больших магазинов.
Как людям с резко выраженной внушаемостью, им близко, им свойственно все «человеческое», все «людские слабости» и прежде всего страх…»

В своём стремлении следовать «среднему» и «всеобщему», конституционально-глупые психопаты охотно идут за выразителем этой «всеобщности» - лидером или пророком – в чем смыкаются еще с одной пограничной группой – с т.н. «неустойчивыми» психопатами (а это, похоже, электорат ЛДПР в чистом виде).

Кстати, на ближайших выборах могу «наванговать» очередной триумф партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» и Цезаря лично, т.к. вторая по значимости группа психопатов лишилась своего пророка и охотно перейдет под знамена «всеобщего лидера».

На естественность этого процесса указывал и сам Ганнушкин:

«В действительности чистые однотипные психопатии встречаются чрезвычайно редко. Почти всегда мы в этой области имеем дело со смешанными переходными формами разнообразных, но умещающихся в одной и той же личности оттенков»

Теперь о причинах конституциональной глупости.

Причина доминирования конституционально-глупых психопатов до конца не выяснена. Возможно, сказывается то, что большая часть страны находится в крайне неблагоприятной климатической зоне. Многовековой недостаток инсоляции, выработки витамина «Д» и распространение связанных с этим патологий вполне могли оказать такое воздействие. В сочетании с тяжелыми условиями жизни большинства населения - хроническим недоеданием, отсутствием медицины и личной гигиены, недоступностью образования и отсутствием необходимости в сколь-либо существенной умственной деятельности для многих поколений россиян.

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Совершенно несомненна громадная роль сифилиса, алкоголизма, а может быть, и туберкулеза. Причем, как указывает профессор Морель, речь идет о медленно протекающем болезненном процессе, поражающем не отдельную человеческую личность, а ряд сменяющих друг друга поколений…

Есть ли повод для оптимизма? Пожалуй, есть. Цезаризм в отличие от любых разновидностей тоталитаризма, не покушается на саму основу современного капитализма – общество потребления. «Тучные» нулевые породили целое поколение тех, кто вырос на избытке хорошей пищи, тех, кто лето проводил не на комариной бабушкиной даче в глуши мещерских болот, а на Бали или Лазурном берегу. На худой конец – в Турции или Египте.

Плюс оказались уничтожены сотни промышленных предприятий, отравляющих воздух главных мегаполисов страны – Москвы и Санкт-Петербурга, вокруг которых и сконцентрировалась едва ли не половина населения России. Преобладающая занятость тоже носит постмодернистский характер и связана с видами деятельности, требующими изрядных умственных усилий (прочие профессии переданы гастарбайтерам).

Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.
Для создания иллюстраций использовались материалы из сервиса Яндекс.Картинки.

Вот это поколение, рожденное в нулевых, сегодня начинает вступать в свои права. Вчера они «дети Навального», а завтра – ведущие специалисты, топ-менеджеры, управленцы всех уровней. Их не подмять. Их здоровье и развитие не позволят им слиться с безликой массой конституционально-глупых и они, несомненно, победят их во всех сферах при появлении малейшей возможности реальной конкуренции.

Сегодня цезаризм лишает их такой возможности. Но она неизбежно представится. Скоро. Очень скоро.