Найти тему
Замполит8888

Сравнительные линии сходства и различий политических систем СССР и нацистской Германии

ПА ОБСЕ
ПА ОБСЕ

3 июля 2009 года комитет Парламентской ассамблеи ОБСЕ по демократии обнародовал резолюцию: «воссоединение разделенной Европы», в которой уравнивались сталинизм и нацизм, а также призвал мировое сообщество осудить тоталитарные режимы. Разговоры об идентичности этих режимов обрели новый окрас. Нет-нет какой-нибудь политический деятель высокого ранга вставит в свою речь подобное сравнение. Как-то с этим надо заканчивать.

Олаф Шолц
Олаф Шолц

«Ай да Шольц, ай да…»

К примеру, недавно некий Шольц (не адъютант Мюллера из сериала «Семнадцать мгновений весны»), а Олаф (не олух), работающий по найму канцлером в ФРГ, выступая на симпозиуме (пер. с греч. «попойка, сопровождающаяся буйным весельем») «крымская платформа» позволил себе такое сравнение: «сегодня, 23 августа, когда мы чтим память жертв сталинизма и фашизма…».

Сослаться на резолюцию ПА ОБСЕ он, конечно, может, а обосновать нет. Люди на Западе вообще легко впадают в соблазн модных обобщений, просто соотнося приёмы методы и форм реализации решений властей СССР и Германии. Можно без труда найти много фактов подчеркивающих схожесть политических систем и равнозначную вину обоих тиранов, почему-то не нашедших общего языка и столкнувшихся беспрецендентный по кровопролитию и жестокости мировой войне. Начал войну Гитлер – это факт.

Основные принципы сравнения систем

Уравнивание сталинизма и нацизма не новелла. Французский социолог Марсель Мосс в своих статьях о большевизме, первым отождествил эти две системы власти в начале 30-х годов. Тем не менее французские и британские политики того времени лихо играли, то на стороне Гитлера против Сталина, то вовлекали СССР в игру против нацистской Германии. Война заставила «игроков» конкретно встать на сторону «Советов» в бороьбе против зла, тем самым признавая правоту Сталина.

Но после войны, немецко-американская философиня Ханна Аренд чётко определила и начала продвигать идею тождества сталинизм и нацизма, одинаково осуждая их в своих работах про тоталитарные системы. Если верить этой фрау, то Сталин и Гитлер «превратили зло в нечто обыденное». В атмосфере «Холодной войны» уравнивание двух режимов было благоприятно воспринято в западном истеблишменте.

Сопоставляя политические системы, как правило, используют два метода: во-первых, сравнение на общей политической платформе – тоталитаризме. Тут четко вырисовывается знак равенства между Сталиным и Гитлером. Во-вторых, когда упор делается на разнообразной структуре термина «тоталитаризм», здесь описывается специфика и особенности конкретного режима. Оба принципа не совсем корректны, хотя второй может претендовать на хоть какую-то объективность.

Тоталитаризм
Тоталитаризм

Сходства тоталитарных систем Германии и СССР

В 20-30 годы, в политологии появился термин «тоталитаризм». Первым это понятие использовал Джованни Амендола в 1923 года, как критическая характеристика режима Муссолини. А позднее сами итальянские фашисты популяризовали его публичном дискурсе. Дело в том, что в то время во многих европейских и других стран мира установились политические режимы соответствующие критериям тоталитаризма.

Советская и немецкая тоталитарные системы отличались тем, что они могли решать судьбы огромной массы людей, проживающих в их странах и по соседству. Обеими системами в жертву политическим и национальным интересам было принесено громадное число жизней людей, вне зависимости от коренных отличий основополагающих целей.

К сходствам этих двух тоталитарных систем можно отнести широкое использование насилия в борьбе за собственное политическое утверждение. Чрезмерный рост репрессивного аппарата, постоянный поиск и устранение противников режима. Также сходство можно заметить в пропаганде вождизма до уровня «культа личности».

"Фюрер" и "Вождь"
"Фюрер" и "Вождь"

Коренные отличия политических систем нацистской Германии и СССР

Согласно общепринятой теории расположения политических сил, сталинизм и нацизм находятся на противоположных крайних позициях: коммунисты - «крайне левые», нацисты (фашисты) – «крайне правые». Уже одно только это указывает на их непримиримый антагонизм и патологическую несовместимость идеологий. Тут возникает последовательное расхождение политических позиций в национальной политике, коммунисты исповедуют интернационализм, а фашисты наоборот – национализм.

Коммунисты считают классовую борьбу двигателем социального прогресса, фашисты же ставят цель национального превосходства, в экономике коммунисты ликвидировали частную собственность, а фашисты были ставленниками крупного капитала. Даже в философии коммунисты опирались на диалектический материализм, нацисты придерживались «субъективного идеализма».

Но основным отличием Советской политической системы от гитлеровской Германии было в целевой установке режима, заключающейся в строительстве справедливого общества для всего человечества, свободного от эксплуатации. Германия ставила цель: установление господства одной нации над народами с другими расово-этническими характеристиками.

Сталинизм и фашизм схожи в частностях, но различаются, в общем

Обобщая вышесказанное, отметим: политические режимы СССР и Германии по системообразованию, функциональности и методологическому назначению инструментов имели неоспоримое сходство. Их объединял социально-исторический феномен XXвека – тоталитаризм, как вариант полного господства государства над обществом. Однако в этой же парадигме происходил системный разлом на две антагонистичные интерпретации самого явления: во-первых, нацизма, в форме идейного фашизма. Во-вторых, марксизма-ленинизма, большевистского толка.

Вот и отличие
Вот и отличие

Равнозначность двух систем по тоталитарной форме, расходится по векторам идейно-политического спектра. Если нацисты провозглашали национальное государство высшей ценностью, то большевики заявляли о неизбежности отмирания государства вообще. Та и другая системы культивировали террор, как средство удержания власти. Разница здесь в том, что нацистам для обоснования террора, зачастую достаточно было этнической «неполноценности» жертв. А в СССР официально признавалось проведение репрессий только на основе существовавшего тогда законодательства. Можно спорить о «справедливости», но «Dura lex sed lex» - закон суров, но это закон.

В Германии тоже были «расовые законы», но не забывайте про Нюрнбергский процесс. Там был осуждены нацизм и фашизм. Вот его-то сравнивать с парламентской ассамблеей ОБСЕ точно нельзя по определению.