Найти тему
Smart Babylonia with Olga

Стела Коршунов. Сказал царь Лагаша: "земличка эта наша"

Древнейшая стела, воспевающая военную победу, с романтичным названием Стела Коршунов. Стела Коршунов - это победная стела царя по имени Эаннатум. Эаннатум был правителем города Лагаша ок. 2450 г. до н.э. (раннединастический период), и стела рассказывает нам о его победе над городом Умма.

Стела Коршунов была найдена в древнем городе Гирсу (совр. Телло) в очень побитом состоянии и названа так по одной из сохранившихся сцен, где изображены коршуны или стервятники, уносящие остатки побежденных врагов. На обеих сторонах стелы из известняка барельефы и клинописный текст из 830 строк на шумерском языке. Сейчас стела хранится в Лувре.

Коршуны (или стервятники) на стеле © Musée du Louvre
Коршуны (или стервятники) на стеле © Musée du Louvre

Текст написан от имени царя Эаннатума, который рассказывает, как царь Уммы хотел отобрать у Лагаша землю, подаренную царем города Киша, и как у него ничего не получилось.

Барельефы проходят по обеим сторонам стелы. Но изображения с одной стороны можно назвать историческими, а с другой мифологическими.

Реконструкция стелы Коршунов, две стороны. Предполагаемые размеры стелы 180 х 130 х 11 см © Musée du Louvre
Реконструкция стелы Коршунов, две стороны. Предполагаемые размеры стелы 180 х 130 х 11 см © Musée du Louvre

На исторической стороне рассказывается о конфликте Уммы и Лагаша. На этой стороне сохранилось несколько фрагментов изображений. Во-перывых это коршуны (или стервятники), уносящие остатки побежденных врагов. Ниже изображены вооруженные копьями и щитами войска Лагаша, топчущие врагов - связанных на земле воинов Уммы.

Войны Лагаша, топчущие побежденных врагов, стела Коршунов © Musée du Louvre
Войны Лагаша, топчущие побежденных врагов, стела Коршунов © Musée du Louvre

Впереди войска стоит царь Эаннатум - его можно узнать по шлему. Это характерный шлем царей 3 тыс. Похожий шлем царя Мескаламдуга из сокровищ царских гробниц города Ура я описывала недавно. Шлем повторяет уши и прическу царя.

Важный момент, что царь практически такого же роста, как войны его войска. Дело в том, что в этот период царь был просто администратором на службе у бога-покровителя города, в данном случае бога земледелия и войны Нингирсу. При этом стела все-таки первый прецедент восхваления конкретного правителя, идеология, которая будет развита чуть позже в период Саргона Аккадского и его преемников.

Шлем царя Мескаламдуга, XXVI в. до н.э., копия из Британского музея. © The Trustees of the British Museum
Шлем царя Мескаламдуга, XXVI в. до н.э., копия из Британского музея. © The Trustees of the British Museum

Дальше можно увидеть царя на колеснице. На этом фрагменте хорошо видна одежда - воины носят каунакесы - популярную в Шумере одежду с длинной бахромой, имитирующей шерсть животных.

Стела Коршунов. Царь на колеснице. Одежда каунакес. © Musée du Louvre
Стела Коршунов. Царь на колеснице. Одежда каунакес. © Musée du Louvre

Дальше на стеле изображены ритуалы после битвы - погребение убитых и молитвы. И предположительно казнь царя Уммы.

На обратной стороне мифологическая часть повествования. Изображен покровитель Лагаша бог Нингирсу. В левой руке Нингирсу держит своего постоянного спутника львиноголового орла Анзу, которого бог когда-то победил. В когтях у Анзу два льва. Они держат сети, наполненные людьми. Это враги Лагаша, захваченные в бою и принесенные в жертву Нингирсу. Нингирсу бьет по голове одного из пленных. Справа от Нингирсу его мать, богиня Нинхурсаг.

Нингирсу и птица Анзу на стеле Коршунов © Musée du Louvre
Нингирсу и птица Анзу на стеле Коршунов © Musée du Louvre

Повторюсь, что это одна из древнейших стел, воспевающих личную царскую победу, найденная и восстановленная по кусочкам.