Найти в Дзене
Рязанские ведомости

Скопинская фабрика художественной керамики наращивает объемы производства

На коллективную выставку Восьмого международного фестиваля гончаров народный художник РФ Татьяна Лощинина заявила более десятка своих изделий – кумганы, квасники, кувшины и любимые ею львы, рыбы… В этом году настроение накануне выставки было у нее приподнятое, и работа шла как-то особенно споро.

С января вновь, после перерыва, заработала фабрика художественной керамики, сердце народного промысла в Скопине. Ей Татьяна Васильевна отдала 33 года своей жизни. Продолжает сотрудничать с производством и сейчас, выполняя заказы по требованию. Она в числе тех 13 художников-керамистов, что указаны на официальном сайте предприятия. Переходя от фамилии к фамилии, рассматривая авторские изделия, можно составить представление о старинном промысле и богатстве художественных приемов. Нажимаешь на фотографию, и изделие попадает в корзину: на фабрике взяли на вооружение электронные способы торговли. Но по интернету много ли узнаешь о состоянии дел на производстве? И вот мы в кабинете нового генерального директора Юрия Швецова. К нему сегодня – поток посетителей, бизнесмены приходят с деловыми предложениями. На интервью у директора тоже находится время. «Если вы сегодня до обеда успеете попасть в цеха, то увидите настоящий муравейник. Предприятие работает семь дней в неделю по одиннадцать часов в день», – предлагает начать осмотр Юрий Владимирович.

-2

Предыдущие страницы истории, когда фабрика совсем сникла и дело дошло до полной остановки и неучастия в федеральных выставках, Швецов предлагает перевернуть и больше о них не вспоминать: «Основная проблема была в менеджменте, – считает он. – Теперь все управленческие ошибки исправлены, постепенно вводим цеха на полную мощность. Вновь зовем на работу специалистов, и к нам возвращаются охотно, потому что есть перспектива. Зарплата по скопинским и даже рязанским меркам вполне приличная. У нас все отлично, можете поговорить с рабочими».

Мы так и сделали – спустились в шамотный цех и поговорили с первым встретившимся мастером.

– Когда фабрика закрылась, я приходил сюда работать охранником, не мог проститься с ней окончательно – все же 22 года в этих цехах, – говорит Юрий Забелин. – И тут разлетелась по городу весть – нашелся инвестор, готовый подойти к делу серьезно. Вскоре Юрий Владимирович нас всех собрал, предложил вернуться, пообещал хорошие условия труда. Пока я доволен. Заработки неплохие, и нет такого чувства, что кругом все увядает, как раньше. Наоборот, движемся вперед.

– Около 50 человек сейчас трудятся на фабрике, – поясняет генеральный директор. – Мы готовы принимать еще, но попробуйте, найдите эти кадры! Не так-то просто по нынешним временам. Мы выполнили капитальный ремонт зданий, заменили кровлю. Открыли фирменные магазины в Рязани, Краснодаре и Дивноморске. Хотим развивать производственный туризм совместно с краеведческим музеем. Скоро введем вторую смену.

-3

В цехах мы увидели приготовленные к отгрузке изделия из шамотной глины. Кашпо, вазы, ландшафтные скульптуры и сувениры – все то, что составляет основной оборот предприятия, позволяет ему зарабатывать деньги и поддерживать высокохудожественный промысел, требующий высоких затрат. Искусство – это вообще штука дорогая.

По мнению главного художника предприятия Натальи Годовиковой, на фабрике создаются условия, чтобы традиции скопинского художественного промысла сохранялись, а изготовители авторской керамики чувствовали себя защищенно и уверенно.

«Нам хочется верить, что все процессы наладятся, но для этого придется немало потрудиться, – говорит народный художник России Татьяна Лощинина. – Вероятно, потребуется техническая модернизация цеха, где происходит подготовка глины, доведение ее до нужного качества. Но на первом этапе важно создать устойчивый ритм, выйти на большие объемы выпуска, у инвестора это получается. Юрий Швецов – и хозяйственник опытный, и человек чуткий. А чуткость в нашем деле и в отношении к художникам очень важна. Мастера – люди особенные, они готовы к любой трудной работе, но на условиях сотрудничества, равноправия в принятии художественных решений. Ведь лицо фабрики – это в первую очередь авторская керамика, за которой стоят многолетние традиции местного гончарства. Будут живы традиции – получится и все остальное. Их сохранение в рыночных условиях – дело непростое. Поэтому я убеждена, что российские промыслы с большой историей нужно поддерживать государственными субсидиями и дотациями. Это, знаете ли, не такие большие деньги в масштабах страны. В чем опасность? Не имея финансовой подушки безопасности, старинным промыслам легко скатиться в китч. Поставить на конвейер только то, что быстро раскупается. А мастерам, ремесленникам нужно держать марку, воспитывать вкус, и в этом государство должно быть заинтересовано».

-4

Какие трудности сегодня у керамистов – и тех, кто трудится в штате фабрики, и тех, кто сотрудничает с ней дистанционно? И тех, и других беспокоит ситуация с сырьем. Глина, пригодная к керамическому производству, в России становится товаром редким. Отпали украинские поставщики и карьеры. Приостановлена разработка Шулеповского месторождения огнеупорной и тугоплавкой глины в Милославском районе Рязанской области. Ее должно было хватить по меньшей мере до 2034 года. Но на дворе 2022-й, а месторождение практически отработано, по крайней мере – в пределах горного отвода. Хозяев карьера не раз обвинили в превышении норм добычи, варварском отношении к месторождению, извлечению сверхприбылей. Идут суды, а глины нет. А ведь она была не просто хорошей, качественной, но и легко добываемой, доступной по цене. Сейчас глину приходится возить издалека. Растут издержки, увеличивается себестоимость изделий. Директор, правда, хранит спокойствие, говорит, что запасы на предприятии созданы. Но проблему признает. Милославская глина пришлась бы очень кстати. Удастся ли вернуться к рациональному использованию ценного полезного ископаемого в ближайшее время? Этот вопрос следовало бы адресовать региональной и районной власти.

Скопин притягивает начинающих, способных мастеров, художников-керамистов. Им хочется здесь заниматься творчеством и расти профессионально, впитывая опыт старших предшественников. В творчестве важны не только новации, но и школа, линия преемственности. Так, по-видимому, рассудила молодая выпускница Абрамцевского художественно-промышленного колледжа Александра Туренко. Девушка проходила в Скопине практику, готовила дипломную работу, потом приехала насовсем, нашла здесь своего наставника – Татьяну Васильевну Лощинину, у нее учится тонкостям искусства скопинских керамистов. Может быть, она когда-нибудь свяжет свою жизнь с фабрикой – опыт сотрудничества с ней у Александры уже был. А Татьяна Лощинина мечтает об открытии отделения художников-керамистов в местном техникуме. Если фабрика будет развиваться, нужно всерьез задуматься о подготовке кадров.

Димитрий Соколов

Фото автора

Другие статьи Димитрия Соколова здесь. В том числе:

Истьинский машзавод развивает производство и благоустраивает село

Приднестровский плацдарм

Экспедиция Михаила Малахова на Шпицберген увековечила подвиг русских полярников

Друзья! Уважаемые читатели "Рязанских ведомостей"! Присоединяйтесь к нашему каналу) Подписывайтесь на канал) Ставьте лайк!

Еще больше новостей и интересных материалов вы найдете на сайте https://rv-ryazan.ru/

#развитие #новости рязани #скопин #керамика #творчество #народные ремесла #рязанские ведомости #кадры на селе #художественный промысел