Сэр Эдвард Коули Берн-Джонс британский художник и дизайнер был тесно связан с движением прерафаэлитов. Средневековье, легенды об Артуре, рыцари и рыцарство были одними из любимых тем художника. Все началось, когда Альфред Теннисон опубликовал "Смерть Артура" в 1842 году. Когда Берн-Джонс прочитал книгу, произведение потрясло его до глубины души. “Никогда не было ничего подобного "Смерти Артура" – я не имею в виду какую–то книгу или одно стихотворение - то, что никогда не может быть написано, я имею в виду, то, что никогда не может выйти из сердца”, - написал художник. В этой статье мы представляем пять картин Берн-Джонса с рыцарями, магией и романтической атмосферой, которые заставят вас скучать по легендам об Артуре. Наслаждайтесь!
1. Обольщение Мерлина
На картине изображена сцена из легенды об Артуре, в которой Мерлин влюбился в Леди Озера Нимуэ (или Вивьен). Она извлекла выгоду из его увлечения, изучив его навыки колдовства. Здесь показано, как она погружает Мерлина в глубокий сон. Моделью для Нимуэ была Мария Замбако, любовница Берн-Джонса с 1866 по 1872 год. Мария была членом семьи Ионидов – важных покровителей современного искусства в Лондоне 19-го века.
2. Милосердный рыцарь
Эта картина основана на легенде 11-го века, пересказанной сэром Кенелмом Дигби в "Бродстоуне Чести".Его герой - флорентийский рыцарь по имени Джон Гуальберт (по-итальянски: Джованни Гуальберто), который также был святым и основателем ордена Валлумброзан. Как гласит надпись на картине: "О рыцаре, который простил своего врага и о том, как образ Христа поцеловал его в знак того, что его деяния угодили Богу".
Однажды в Страстную пятницу Джованни въезжал во Флоренцию в сопровождении вооруженных сторонников, когда в узком переулке он наткнулся на человека, который убил его брата. Джованни собирался убить человека в отместку, но убийца упал на колени с распростертыми в форме креста руками и взмолился о пощаде во имя Христа, который был распят в тот день. Джованни простил его. Когда он вошел в бенедиктинскую церковь в Сан-Миниато, чтобы помолиться, то фигура на распятии склонила перед ним голову в знак признания его щедрости. Вот почему Джованни был канонизирован.
3. Последний сон Артура в Авалоне
Эта массивная картина размером 2,79 × 6,50 м считается главным произведением Берн-Джонса. Берн-Джонс работал над этой картиной тринадцать лет. Артур становился для художника все более автобиографичным, и Берн-Джонс отождествлял себя с Артуром. Как он сказал, “прежде всего, эта картина о тишине”. В 1880-е годы ушли из жизни несколько близких друзей Берн-Джонса, после чего художник стал испытывать растущую изоляцию и болезненное осознание собственной смертности. Согласно легенде, король Артур никогда не умирал, а продолжал спать в Авалоне, ожидая момента, когда нация больше всего будет нуждаться в его возвращении.
4. Спящая красавица в беседке из роз
"Легенда о шиповниковой розе" - название серии картин Берн-Джонса, написанных между 1885 и 1890 годами. Название серии происходит от версии, представленной братьями Гримм в их сборнике 1812 года. Четыре оригинальных картины – "Вересковый лес", "Зал совета", "Садовый дворик" и "Беседка из роз" – и еще десять смежных панелей - находятся в Бускот-парке в Оксфордшире (Англия).
Спящая красавица лежит на своей кровати, окруженная своими дремлющими слугами. На заднем плане роза окружает драпировку.
5. Песня о любви
Берн-Джонс связал эту картину с припевом из бретонской народной баллады: “Увы, я знаю песню о любви, грустную и счастливую, каждую по очереди”. Когда картина впервые была выставлена в лондонской галерее Гросвенор в 1878 году, писатель Генри Джеймс восхищенно сравнил ее с “каким-нибудь мягким Джорджоне или каким-нибудь ярко сияющим Тицианом”.