Пожалуй, несведущему человеку такая постановка вопроса покажется странной и неуместной. Поскольку ответ на первый взгляд вполне себе лежит на поверхности. Кто хочет заниматься наукой, тот и становится ученым.
К сожалению, или к счастью, это не совсем так.
Пути, которые приводят человека в науку крайне причудливы, извилисты и, в ряде случаев, не предсказуемы.
Самый простой и естественный вариант, который полностью соответствует типовым ожиданиям ненаучных граждан - это несомненно талантливый на грани гениальности (ну или просто гениальный) молодой человек, вся жизнь которого уже преисполнена идеями и представляет собой непрерывный процесс исследования. Для таких людей не существует такого понятия, как "заниматься наукой". Их образ жизни и мышление пронизано бесконечным поиском. И понятное дело, что такие ученые рождаются крайне редко. Но их открытия перемещаю прогресс сразу на несколько ступеней выше.
Просто талантливые и неглупые молодые исследователи делают свои первые шаги в науке благодаря захватившему их научному исследованию, поставленным интересным задачам со стороны их научных руководителей и непосредственно грамотному научному руководству.
Но, встав на путь научной деятельности, остаться на нем, к сожалению, удается не всем. Прежде всего, бывает так, что настрой сбивает и сам научный руководитель своим негативным или халатным отношением к деятельности своего подопечного. Или в силу своей недостаточной компетентности. Молодой ученый понимает несоответствие между своими представлениями о научном процессе и возможностями своего куратора, разочаровывается и теряет интерес к исследовательскому процессу.
Наиболее часто встречающаяся проблема утраты интереса - это финансовое обеспечение молодого специалиста. Если его социальный статус подразумевает наличие семьи и ребенка, то жертвование финансовым благополучием во имя неопределенных целей и возможных эфемерных успехов в будущем представляется сомнительным.
А если будущее светило науки прочно увлечено своим исследованием, то времени на построение и поддержание личной жизни может выделяться в недостаточном объеме. И очень немногие из партнеров готовы принять такое положение дел.
Нередко молодых ученых очень отрезвляют первые неудачи и агрессивная критика. Тем более, если за их спиной не стоит влиятельного куратора. Это весьма бьет по рукам. И вполне себе нередки случаи, когда начинающие ученые оставляют научное поприще даже не защитив кандидатскую диссертацию.
И получается, что наука, как капризная дама, готова принять в свои объятья далеко не всех. Остаются самые стойкие и преданные. Те, кто готов ограничить себя финансово, попуститься личной жизнью и готов к неудачам. Те, у кого не стоит вопрос приоритета интересов, поскольку выбор сделан раз и навсегда.
И обязательный компонент качества характера будущего ученого - это амбициозность и настойчивость. Амбициозность, как дрова в костре, подогревает поставленную задачу, формируя из нее цель. А настойчивость помогает добиться результата и не свернуть малодушно в другое, кажущееся более доступным, направление.
И вот молодой ученый, прошедший огонь и воду в виде всяческих бытовых и социальных тягот подходит к своему первому триумфу - первому законченному исследованию и, как следствие, к получению вожделенной научной степени кандидата наук.
А далее, в зависимости от тех же амбиций и научного потенциала, начинается новая работа, новые исследования.
И для особенно удачливых ученых, помимо этого, также начинается испытание медными трубами. Пожалуй, самое сложное искушение на всем тернистом пути в науке. И это испытание, к сожалению, проходят далеко не все. Но это тема уже другой статьи.
Большое спасибо за ваше внимание, дорогие читатели!
Другие статьи цикла Тайная жизнь ученых:
📌Неприглядная история одного аспиранта
📌Проблемы неэтичного поведения в науке
📌Кто становится учеными
📌Тайная жизнь ученых. Как ученые деньги между собой делят
Друзья, буду рада видеть вас также и в своем телегам-канале Семья и психология.
Навигация по каналу Семья и психология
#наука #аспирант #молодой ученый