Найти тему

Россия и арабская интеграция: опыт стратегического диалога России и стран Персидского залива

Автор: д-р Маджид бен Абд аль-Азиз ат-Турки - директор Центра информации и российских исследований

Перевод: Павел #Гулькин

Двусторонние отношения между любыми двумя странами являются более эффективными, чем коллективные отношения, из-за наличия односторонних требований в рамках коллективных отношений, которые могут негативно повлиять на контекст коллективного сотрудничества с другой стороной. Подобная ситуация повторялась неоднократно: мы помним три саммита, которые проходили в эр-Рияде, в работе которых принимал участие президент Трамп — с #Саудовской_Аравией на двусторонней основе, а затем - со странами Совета сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ) и в третьем - со странами Организации #исламского сотрудничества. Для комплексного сотрудничества по нескольким направлениям, в том числе по проекту «сделка века», на практике попытка даже простой совместной координации провалилась из-за противоречий в интересах, несоответствия приоритетов разных стран в контексте собственных интересов с учетом позиции внешней стороны.

Это же характерно и для российского проекта или ориентации на #Персидский_залив в рамках «стратегического диалога Россия - Персидский залив» на всех его предыдущих 5-и сессиях, когда была предпринята попытка определить вероятность успеха такого рода усилий и проблемы, с которыми сталкивается столь важный «стратегический» проект, несмотря на наличие консенсуса и совпадения мнений по отдельным вопросам. Но несмотря на все трудности, мы обнаруживаем, что область противоречий государств «Залива» все еще широка в контексте их коллективного сотрудничества с внешней стороной (#Россией или #Америкой).

-2

С ноября 2011 г. по июнь 2022 г., в течение 11 лет ось «Залив-Россия» находилась в эпицентре проблем в сфере безопасности, политики и экономики в Персидском заливе. При этом по широкому спектру вопросов, в разрешении которых заинтересованы обе стороны, была достигнута договоренность о продолжении сотрудничества в различных региональных и международных аспектах, представляющих взаимный интерес. Было очевидно, что в вопросе укрепления двустороннего сотрудничества в экономической и социальной областях заинтересованы обе стороны. Но достаточно ли этого?!

По данным официального сайта Генерального секретариата Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) всего состоялось 5 совместных министерских заседаний стратегического диалога Совета сотрудничества и Российской Федерации: первое в Абу-Даби 1 ноября 2011 г., на котором был подписан меморандум о взаимопонимании, регулирующий механизмы стратегического диалога между сторонами. Он определял важнейшие направления взаимодействия:

  • Стратегический диалог и политическую координацию;
  • Экономическое, торговое и инвестиционное сотрудничество;
  • Энергетика, образование, научные исследования, окружающая среда и здравоохранение.

Министры поручили ответственным должностным лицам обеих сторон разработать совместный план действий на 2013-2015 годы, который должен был включать в себя сотрудничество и проведение консультации в политической сфере, по региональным и международным вопросам, представляющих общий интерес; в сфере торговли, инвестиций и туризма, устойчивой энергетики, окружающей среды, здравоохранении, культуре, спорта, образования и научных исследований.

26 мая 2016 г. в #Москве состоялась четвертая совместная министерская встреча в рамках стратегического диалога между Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) и Российской Федерацией. Была достигнута договоренность о продолжении взаимодействия по различным региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес, и укреплении двустороннего сотрудничества в экономической и социальной областях. Профильным министрам было поручено завершить подготовку совместного плана действий по стратегическому диалогу между ССАГПЗ и Российской Федерацией.

Было решено провести пятую совместную министерскую встречу в рамках стратегического диалога в 2017 году в Королевстве Бахрейн, но этого не произошло по нескольким причинам, возможно, таким как: кризис в Персидском заливе и пандемия коронавируса.

Пятая совместная министерская встреча государств-участников ССАГПЗ и России состоялась 1 июня 2022 года в эр-Рияде с участием министра иностранных дел России #Сергея_Лаврова и Их Высочеств и Превосходительств - министров государств ССАГПЗ.

С ноября 2011 г. по июнь 2022 г., в течение 11 лет ось «Залив - Россия» находилась в центре внимания лиц, принимающих решения в области безопасности, политики и экономики в Персидском заливе, в ходе которых был проведен встреч между представителями обеих сторон, где была достигнута договоренность о продолжении сотрудничества по различным региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес. Была подчеркнута необходимость укрепления двустороннего сотрудничества в экономической и социальной областях… Однако, достаточно ли одного этого?!

На деле все обстояло так, как будто встречи проводились ради самих встреч, принимаемые в ходе них решения не выходили в рабочее пространство, а если и случалось что-то подобное, оно не соответствовало чаяниям обеих сторон, решимости старших руководителей и их реальной воле двигаться навстречу друг другу (а это не соответствовало масштабу поставленных задач). Подобный формализм свидетельствовал о неспособности обеспечить механизмы, обеспечивающие достижение волеизъявления участников. Здесь я вспоминаю комментарий моего коллеги - Андрея Бакланова, бывшего посла в Королевстве Саудовская Аравия, о пробуксовке работы блока «страны Залива-Россия»: «Исполнительным ведомствам с обеих сторон не хватает воли лидеров двух стран (прим. перев. - России и КСА) в контексте совместных действий». Могут быть достигнуты те или иные договоренности, которые могли бы быть были реализованы на местах, но мы не видим, что они воплощаются в конкретный интерактивный результат.

Поэтому лица с конкретной профессиональной заинтересованностью стали как бы «зрителями в зале». Это происходит потому, что специалисты и представители исследовательских центров попросту не приглашаются на подобные встречи, где необходимо присутствие критических умов, а не просто медиа-картинки.

Подобную ситуацию, сочетающую в себе серьезную «высшую волю» и исполнительную бездеятельность, можно интерпретировать следующим образом:

  • Несомненно наличие сил «притяжения и влияния с обеих сторон», вне «заливно-русского» круга, присутствие неких более сильных факторов притяжения в силу двусторонней глубины между ними. Структурный состав блока государств «Залива» - консультативных и исполнительных отделов с «западной» ментальностью и организационными подходами, учитывая западный «бэкграунд» участников и в целом «прозападную» ориентацию и интересы, что сужает пространство для понимания и взаимодействия участников оси «Залив Россия», и из-за которого возникают «реальные или вымышленные» трудности в сфере общения и нахождение консенсуса.
  • Изоляция исполнительных органов в министерствах иностранных дел государств-членов ССАГПЗ и генерального секретариата этой организации от практических инструментов и «мягких сил», поддерживающих задачу продвижения интересов стран Персидского залива на российском направлении. Ряд «лиц, принимающих решения в Персидском заливе» по-прежнему смотрят на Россию с западной точки зрения, учитывая прямое воздействие западного медиапотока, или через СМИ государств Персидского залива с западной ориентацией, что «выхолащивает» многое из совместного пространства блока «Персидский Залив - Россия». Их деятельность должна осуществляться «в пандан» с трендами наших стратегических международных интересов.
  • Отсутствие «центров исследований и консультаций» в Персидском заливе на подготовительных и даже консультативных встречах между двумя сторонами, что ограничивает работу «официальными сотрудниками», где нет места «институциональным и индивидуальным» консультантам из региона Персидского залива, которые могут быть эффективны и конструктивны.

Что касается российского тренда, то можно отметить два существенных фактора:

  • Традиционное предубеждение российской элиты заключается в том, что страны Персидского залива принадлежат к западному лагерю и связаны рядом стратегических обязательств, которые ограничивают взаимодействие с Россией, хотя, возможно, «позиция Персидского залива по украинскому кризису» разрушила аспекты этого предрассудка.
  • Отсутствие «арабизированной» российской элиты базовой арабистической подготовкой, при том, что российская сцена сегодня «в значительной степени» лишилась таких авторитетных фигур, как покойный Евгений #Примаков, Владимир Донцов, Григорий Косач и многие другие, а русская #арабистика вступила в эпоху старения - Наумкин.

По моей оценке, эти факторы очень существенны, их значимость неосязаема, но их влияние ощущается, а их отсутствие выливается в состоянии разболтанности в отношениях «Россия-государства Залива».

С другой стороны, все признают серьезность нынешней международной ситуации, и все признают значимость каждой стороны для другой, но при этом каждая из них не видит в другой реальную альтернативу своим другим стратегическим направлениям. Кажется, что их отношения представляют собой «вынужденную необходимость», а не просто тактический союз. Для преодоления этого предубеждения требуется совершить ряд действий, среди которых:

Со стороны государств Персидского залива:

Создать «вспомогательный генеральный секретариат» в структуре секретариата ССАГПЗ, который занимался бы делами России, а также вопросами «взаимоотношений России и государств Персидского залива» и выстраиванием стратегического диалога между ними.

С российской стороны:

· Создать в МИД России департамент, специализирующийся на арабских государствах Персидского залива, с использованием бывших послов в странах региона для увеличения пространства взаимопонимания и прямого общения.

· Расширить круга участников блока «Россия – государства Залива» за счет стран Центральной Азии (Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Кыргызстан и Туркменистан), помимо Азербайджана в силу его стратегической важности и природных ресурсов, а также наличия совместных предприятий с российской стороны, которые могут быть использованы для обслуживания трека «Русский залив», а также по другим объективным причинам.

____________________________________________________________________________________

д-р Маджид бин Абд аль-Азиз ат-Турки - саудовский ученый-исследователь. Глава «Центра СМИ и арабо-российских исследований» в Эр-Рияде. Член Совета директоров «Национального центра молодежных исследований», а также член постоянного генерального секретариата «Конференции религиозных лидеров» в Казахстане и «Саудовской ассоциации коммуникаций и СМИ». Он также был членом программного комитета «Фестиваля джихада» в «Университете имама Мухаммада бин Сауда» в Эр-Рияде в 1411 г. х. Среди его наиболее важных работ - «Саудовско-советские отношения» в газете «Умм аль-Кура» и «Саудовско-советские отношения» во внешней политике короля Абдель Азиза. Он имеет степень доктора политических наук Московского университета в 2004 г., степень магистра журналистики Исламского университета имама Мухаммада бин Сауда в Эр-Рияде, а также степень бакалавра журналистики и связей с общественностью Университета имама и степень доктора политических наук. Закончил Казахстанский университет в Алма-Ате в 2002 г.
д-р Маджид бин Абд аль-Азиз ат-Турки - саудовский ученый-исследователь. Глава «Центра СМИ и арабо-российских исследований» в Эр-Рияде. Член Совета директоров «Национального центра молодежных исследований», а также член постоянного генерального секретариата «Конференции религиозных лидеров» в Казахстане и «Саудовской ассоциации коммуникаций и СМИ». Он также был членом программного комитета «Фестиваля джихада» в «Университете имама Мухаммада бин Сауда» в Эр-Рияде в 1411 г. х. Среди его наиболее важных работ - «Саудовско-советские отношения» в газете «Умм аль-Кура» и «Саудовско-советские отношения» во внешней политике короля Абдель Азиза. Он имеет степень доктора политических наук Московского университета в 2004 г., степень магистра журналистики Исламского университета имама Мухаммада бин Сауда в Эр-Рияде, а также степень бакалавра журналистики и связей с общественностью Университета имама и степень доктора политических наук. Закончил Казахстанский университет в Алма-Ате в 2002 г.