Этот объект в свое время был одним из самых высоких в России и мире среди аналогичных навигационных сооружений, являвшихся некогда незаменимыми ориентирами для судов. По назначению прослужил он меньше полувека и был безвозвратно разрушен во время Великой Отечественной войны.
Маяки Ладожского озера
Первые маяки на Ладоге появились в самом начале XIX в. Правда, простояли они лишь несколько месяцев и были снесены льдами. Затем появились более прочные сооружения, построенные уже с учетом имеющегося опыта. К 1830 году действовало четыре таких объекта, а к середине 1870-х, согласно книге «Лоция Ладожского озера» — семь башен, в которых на тот момент использовалось самое современное оборудование, доставленное из Франции.
В. Шенурин. Лоция Ладожского озера. — СПб., 1873. — С. 23:
«К числу искусственных предостерегательных знаков на Ладожском озере относятся одни лишь маяки; прочие же предметы, служащие для безопасности мореплавателей, состоят из островов, мысов, возвышенностей и случайно находящихся близ берега озера церквей, зданий и прочих приметных мест. Здесь необходимо сказать, что для правильного и верного распознавания этих мест, должно иметь особый навык и хорошо быть знакомым с данною местностью».
Нужны новые объекты
Со временем возникла необходимость заменить практически все действующие объекты, возведенные, как правило, из дерева — с годами они серьезно поизносились, к тому же высота их была небольшой, самые крупные — порядка 35 м.
В ходе составления нового проекта и было предусмотрено строительство Бугровского маяка, который должен был обозначать фарватер до пересечения с Кошкинскими створными огнями. Правда, некоторые тогда выступали против, подчеркивая, что объект потребует регулярных больших вложений на содержание. Об этом говорили в частности местные дворяне, владевшие судами и предлагавшие свои варианты размещения маяков.
В итоге, их пожелания были частично учтены, но проект сооружения на мысе Бугры, разработанный инженером С. Г. Врублевским все-таки утвердили. В 1906-м башню, возведенную на круглом фундаменте диаметром 18 м, ввели в эксплуатацию (непосредственно диаметр сооружения от вершины до основания — от 5,3 м до 11,4 м). Внутренняя лестница насчитывала 366 ступенек. Оборудование, как и в случае других ладожских объектов, доставили из Парижа. В общей сложности на строительство потратили почти 100 тыс. руб.
Н. Н. Макаров. Руководство для плавания по Ладожскому озеру в южной его части. — Петроград, 1921. — С. 9-10:
«Выйдя из Кошкинского фарватера, суда продолжают плавание, по белым огням Посеченского створа истинным курсом 61° (№061°), имея около траверза: с правой стороны белый проблесковый огонь Бугровского маяка, а с левой — зеленый проблесковый огонь Осиновецкого маяка… Пройдя этим курсом 4 1/2 мили, считая от бакена Пинча, обозначающего границу Кошкинского фарватера, суда входят в угол освещения — постоянного белого огня Бугровского маяка и ложатся на истинный курс 3° (№03°), ведущий к оконечности Стрелковой мели. Если постоянный белый огонь Бугровского маяка станет переходить в белый проблесковый, то это будет указывать, что судно уклонилось влево от фарватера и находится в опасном положении относительно банки Железница… Переход постоянного белого огня Бугровского маяка в постоянный красный пройдя банку Железница, должен служить указанием об уклоне вправо и приближении к опасностям Кареджского рифа и Стрелковрй мели. В обоих случаях следует немедленно исправить курс, войдя в границы белого постоянного огня Бугровского маяка».
Оставался бы в числе самых высоких
Если бы объект, выросший на 71,5 м, сохранился до наших дней, то в мировом рейтинге традиционных маяков он занимал бы седьмую строчку, уступив 0,4 м китайскому Байсямень и опередив на 0,5 м другую отечественную конструкцию — Стороженский маяк, расположенный на юго-востоке Ладожского озера и носящий имя деревни, близ которой он и находится. К слову, его построили в том же 1906 году (по некоторым данным — в 1911 г.), что и разрушенный объект.
Со временем вокруг башни на мысе Бугры появились различные вспомогательные постройки, включая дом смотрителя. Обустраивалась и прилегающая территория — газоны, цветочные клумбы… В 1930-е здесь организовали исследовательский институт, построив специальные лаборатории, от которых сегодня остался лишь фундамент — назначение учреждения держалось в секретности.
В интересах Родины
В годы Великой Отечественной маяк нес боевую вахту и сыграл важную роль, оставаясь ориентиром для отечественной военной флотилии и судов, доставлявших жизненно необходимый груз в блокадный Ленинград. Вражеские войска планомерно пытались уничтожить объект, регулярно обстреливая его из артиллерии (бывало, что за день прилетали десятки снарядов разных калибров). Однако это не всегда давало результат.
Тем не менее башня постепенно разрушалась. Когда противнику удавалось повредить фонарь, его довольно быстро восстанавливали или монтировали новое оборудование на меньшей высоте. В конце концов маяк не выдержал и рухнул до гранитного основания. Хотя на этот счет можно прочитать противоречивую информацию в современных источниках: где-то отмечается, что его взорвали, причем в отдельных публикациях говорится, что это сделали войска Красной армии, чтобы помешать навигации вражеского флота.
После войны рядом с руинами некогда величественного каменного объекта был установлен 35-метровый металлический маяк, действующий и по сей день. А сохранившиеся развалины старого Бугровского маяка признали объектом культурного наследия.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Акулов К., Брилинг Е., Марцели М. Курс внутренних водных сообщений: Реки в свободном состоянии. — М.-Л., 1927. — Т1. — С. 208
- Корякин В. И. Маяки Ладожского озера // Навигация и гидрография. — СПб., 2013. — №35. — С. 83-84
- Макаров Н. Н. Руководство для плавания по Ладожскому озеру в южной его части. — Петроград, 1921. — С. 8-11
- Шенурин В. Лоция Ладожского озера. — СПб., 1873. — С. 23
Отдельные изображения в статье предоставлены сообществом "От Маяка к Маяку" / vk.com/travels_and_lighthouses