Психологическая структура личности делиться на 4 типа:
1. Психические процессы
- Познавательные
- Эмоциональные
- Волевые
2. Психические свойства
- Направленность
- Темперамент
- Характер
- Способности
3. Психические образования
- Знания
- Навыки
- Умения
- Привычки
4. Психические состояния
- Положительные
- Отрицательные
Психические процессы - это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание личностью воздействий окружающий деятельности.
Психические свойства – наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный ко-личественный и качественный уровень деятельности и по-ведения человека, характеризующийся устойчивостью и относительным постоянством.
Психические образования - это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта.
Психические состояния - это относительно устойчивые проявления психики, такие как апатия, бодрость, депрессия и другие. Психические свойства определяются индивидуальными особенностями личности, а именно темпераментом, характером и способностями.
Структура личности
Психологическая структура личности - это целостная модель, система качеств и свойств, которая полно характеризует психологические особенности личности (человека, индивида). Все психические процессы осуществляются в какой-нибудь личности, но не все выступают в качестве ее отличительных свойств.
Эти компоненты являются её свойствами и отличиями и называются "чертами". Эти черт довольно много, и чтобы их структурировать существует разделение на уровни:
- Низший уровень личности половые свойства психики, возрастные, врожденные
- Второй уровень личности это индивидуальные проявления мышления, памяти, способностей, ощущения, восприятия, которые зависят и от врожденных факторов и их развития.
- Третий уровень личности это индивидуальный опыт, в котором содержатся приобретенные знания, привычки умения, знания. Данный уровень формируется в процессе жизнедеятельности и носит социальный характер.
- Высший уровень личности это её направленность, в которую входят интересы, желания, влечения, склонности, убеждения, взгляды, идеалы, мировоззрения, самооценка, особенности характера. Этот уровень является наиболее социально обусловленным и формируется при воздействия влияния воспитания, а также более полно отражающим идеологию общества, в котором находится человек.
Вместе с понятием "личность" в психологии применяются такие понятия, как "индивид" и "индивидуальность":
Индивид - это отдельный человек, рассматриваемый как уникальная совокупность его врожденных и приобретенных качеств.
Индивидуальность - это набор уникальных черт и особенностей, которые отличают одного индивида от всех остальных; своеобразие личности и психики человека.
Психика
Психика - это системное свойство высокоорганизованной материи (на уровне животных и человека), заключающееся в активном отражении особью или индивидом объективного мира, в построении образа этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Функции психики:
- Отражение
- Регуляция
- Побуждение
- Ориентация
- Смыслообразование
- Контроль
Психику человека можно разделяется на три вида:
1. Ид (оно) - безусловный источник желаний и влечений
2. Эго (я) - посредник между животными инстинктами и социальными рамками
3. Супер-эго (сверх-я) - все социальные рамки (функции: совести, самонаблюдения, формирующая идеалы)
"Сверх-я" по Зигмунд Фрейду - контролирующая нас незримая сила.
Общие понятие о психики
- Психика является свойством мозга. "Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи".
- Психика - функция мозга, заключающаяся в отражении объективной действительности в идеальных образах, на основе которых регулируется жизнедеятельность организма.
В структуру психики входят: психические свойства, психические процессы, психические качества и психические состояния.
Психические свойства — устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни.
К ним относят свойства нервной системы: сила нервной системы — устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению, подвижность нервных процессов — скорость перехода возбуждения к торможению, уравновешенность нервных процессов — относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения, лабильность — гибкость изменения под воздействием различных раздражителей, резистентность — сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.
Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Психический процесс — течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями, так и раздражениями нервной системы, идущими от внутренней среды организма.
Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение), эмоциональные (активные и пассивные переживания), волевые (решение, исполнение, волевое усилие) и т. д.
Психические процессы обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
В сложной психической деятельности различные процессы связаны и составляют единый поток сознания, обеспечивающий адекватное отражение действительности и осуществление различных видов деятельности. Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности.
Психические качества — относительно устойчивые образования, которые возникают и формируются под воздействием учебно-воспитательного процесса и жизнедеятельности.
Наиболее отчетливо качества психики представлены в характере. Качества личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. Можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека: интеллектуальные свойства — наблюдательность, гибкость ума; волевые — решительность, настойчивость; эмоциональные — чуткость, нежность, страстность, аффективность и т. п.
Психические качества не существуют отдельно от психических свойств, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности:
- жизненную позицию (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
- темперамент (систему природных свойств личности — подвижность, уравновешенность поведения и тонус активности, характеризующую динамическую сторону поведения);
- способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
- характер как систему отношений и способов поведения.
Психическое состояние — относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.
Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т. п.).
Наиболее изучены общее психическое состояние (например, внимание, проявляющееся на уровне активной сосредоточенности или рассеянности); эмоциональные состояния, или настроения (жизнерадостное, восторженное, грустное, печальное, гневное, раздражительное и т. д.). Интересные исследования имеются об особом, творческом, состоянии личности, которое называют вдохновением.