Очень нравится нам с мужем испытывать новые сорта плодовых, ягодных и декоративных культур. И многие растения попали в наш сад из других регионов. То выпросим черенки у опытных садоводов, то получим саженец от знакомого агронома, то дочери притащат очередную диковину. А уж если едем на отдых, то первым делом исследуем местную флору – нельзя ли чего-нибудь акклиматизировать у нас под Тулой. Поэтому сейчас на участке чего только не растёт, географическое происхождение видов – от Новосибирска до Белоруссии.
Лет 12 назад мне довелось повстречаться с легендарной по калужским меркам личностью, садоводом Владимиром Николаевичем Морозовым.
Не имея специального образования, ни дня не проработав в агропроме, он получил звание заслуженного работника сельского хозяйства РФ. На его труды ссылаются известные академики и селекционеры. Очень добрый и разносторонний, подвижный и живой не по возрасту человек встретил нас в сказочно красивой усадьбе в деревне Люблинка. Много интересного открыла я для себя в тот осенний день, поражаясь обильному урожаю всех культур на песчаной, слабо плодородной калужской почве. Но любимицей для сортоиспытателя была груша. Владимир Николаевич очень хвалил сорт Августовская роса, и я уехала с небольшим «хвостиком» в руках – всё уже разобрали.
Много раз вспомнила я слова Морозова: «У вас в Туле эта груша будет расти лучше, чем у меня». И правда, ни разу не пожалела о приобретении, хотя пробиться в рейтинг «самых-самых» в нашем саду при обилии сортов непросто, отбор жёсткий. Осталось 5, разного срока созревания, и посредине этого списка – позднелетняя Августовская роса.
Выведен этот сорт в конце 20 века в Мичуринске. Селекционеры скрестили отечественный сорт Нежность и заморский хит грушевых парадов Триумф Пакгама. От родителей ребёнок взял всё самое лучшее – вступление в плодоношение на 3-4 год, низкорослость (дерево у нас за 12 лет не превысило 3 метров), зимостойкость, иммунитет к болезням, ежегодное обильное плодоношение и изумительный вкус плодов, оправдывающий поэтическое название. Скелет дерева достаточно прочный, ветки поникающие, как яблоня в сказке «Гуси-лебеди», будто сами предлагают: «Съешь вкусную грушу!».
Конечно, таким лакомством хотелось бы наслаждаться дольше, чем 15-20 дней, но ведь летние и осенние груши и не предназначены для хранения.
В этом году Августовская роса особенно хороша. Богатого урожая с небольшого дерева хватает и на сок, и на сушку, и на угощение знакомым, и на вечерние посиделки с аппетитным хрумканьем сочных, с тающей мякотью плодов. Только срок потребления сместился из-за холодного мая, и августовская роса плавно перешла в сентябрьские туманы.
К сожалению, Владимир Николаевич Морозов ушёл из жизни в июле этого года. Калужане запомнили его не только как талантливого сортоиспытателя, но и выдающегося спортсмена, краеведа, защитника природы и спасателя национального парка «Угра». А я счастлива тем, что у меня растёт память о нём – прекрасная красавица-груша с лирическим названием.