Обсуждая петровскую эпоху, можно неустанно повторять о кардинальных изменениях то тут, то там. И без этого не обойтись — европеизация коснулась вообще всего, а культура стала яркой и заметной вишенкой на этом торте.
Образование и быт
Петр I начал менять устои сразу же по возвращении из Великого посольства — первые указы о бритье бород и замене одежд появились уже в 1700-1701 годы. Тогда же Россия перешла на новые летоисчисление и календарь. Теперь лета считались от «Рождества Христова» по юлианскому календарю (новый год не первого сентября, а первого января).
Важнейшим изменением в быту высших сословий стало введение ассамблей.
Ассамблеи — обязательные светские увеселительные мероприятия для дворян. По указам правительства организовывался сам порядок досуга: гости должны были танцевать, играть в карты и шахматы, обсуждать новости. Отличительной особенностью ассамблей стал допуск женщин к участию — до этого в России подобное случалось очень редко.
Война и создание бюрократического аппарата дали толчок к развитию образования. Помимо профессиональных заведений, вроде математических, навигацких, инженерных школ, были и учреждения начального образования — они назывались цифирными школами.
Венцом постепенно формирующейся системы образования стала Академия Наук, учредил её Петр I, но до открытия немного не дожил — она начала работу в 1725 году, когда престол занимала уже Екатерина I.
Литература
При Петре произошел резкий скачок в книгопечатании, чему поспособствовали три вещи: влияние Европейской мысли, рост уровня образования и новый шрифт — гражданский. Он был проще и понятнее церковно-славянского — книги стали дешевле, а информация стала более доступной.
Важнейшие произведения первой четверти XVIII века:
- «Юности честное зерцало» — первое печатное пособие по этике и этикету для дворянских детей.
- «Ведомости» — первая печатная общественная газета. Ранее существовала только письменная для Алексея Михайловича и его приближенных, она называлась «Куранты».
- «Духовный регламент» и «Правда воли монаршей» за авторством крупного оратора и публициста Феофана Прокоповича. Именно благодаря ему появился Святейший Синод вместо патриарха.
- «Книга о скудости и богатстве» И.Т. Посошкова — посвящена теории экономики и объясняет значимость протекционизма.
- Книги для школ и училищ — «Букварь» Ф. Поликарпова на трех языках и «Арифметика» Л. Магницкого.
Юности честное зерцало
Как младой отрок должен поступать, когда оный в беседе с другими сидит.
Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то содержи себя в порядке по сему правилу: во-первых, обрежь свои ногти, да не явится яко бы оные бархатом обшиты, умой руки и сядь благочинно, сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное, чтоб везде брызгало, не сопи, когда ешь, первый не пей, будь воздержен, избегай пьянства…
Изобразительное искусство
Именно в XVIII веке завершается процесс секуляризации русской культры, а русские мастера приобщаются к Западной школе. Применяются новые техники (прямая перспектива, игра света-тени, работа с фактурой), используются новые материалы (холст, масляные краски, мрамор), затрагиваются новые темы (тело человека и его внутренний мир, более сложные сюжеты).
Появляются первые мастера портретной живописи: И.Н. Никитин и А.М. Матвеев. Большая часть их работ утеряна, но они стали учителями для всей русской школы портрета, в том числе для Вишнякова и Антропова.
Матвеев руководил росписью Петропавловского собора, однако большинство его оригинальных работ тоже не было сохранено.
Мы сделали файл, где собрано 100 самых важных дат для ЕГЭ по истории. Жми сюда, чтобы получить его ВКонтакте.
Скульптура
Можно сказать, что история русской скульптуры берет свое начало именно при Петре I, а истоком уходит к итальянцу Карло Бартоломео Растрелли (нельзя путать с Франческо Бартоломео Растрелли!), которого царь пригласил к себе в 1716 году.
Растрелли создал серию портретов, в которых отразил самых значимых лиц того времени, украшения для Летнего сада и барельефы для построек Петра I. Большая часть работ опять же утеряна, а остальные хранятся в Эрмитаже.
Архитектура
В конце XVII века архитекторы старались обойти запрет Никона на шатровые храмы. На это наложилось желание московских купцов продемонстрировать свои доходы и попытаться сравняться с потомственным дворянством. Так возникло московское барокко — своеобразный стиль, в котором можно выделить три разновидности: Голицынское, Строгановское и Нарышкинское.
Составителей ЕГЭ (а поэтому и нас) интересует, в первую очередь, последнее. Его уникальность состоит в попытке создать новый русский стиль с минимум заимствований у Запада. Нормативным примером стиля является церковь Покрова в Филях.
Для этого стиля характерна многоярусность, обилие узоров, деревянная резьба по позолоченному дереву и сочетание красного и белого кирпича.
Но «барокко» в его названии используется условно — от этого стиля мастера конца XVII века практически ничго не переняли, и отличить их постройки от того, что импортировал Петр I не составит труда.
Барокко в самом простом понимании — это стиль, для которого характерны вычурность, роскошь, помпезность, динамика и повышенное внимание к деталям.
Поэтому и петровский Петербург «барочным» называют из-за его необычности и резкого отличия от всего того, что создавалось в России до Петра. Этот стиль можно назвать наслоением европейских ренессанса и барокко на классицизм.