Окончание Второй мировой войны в Европе вызвало взрыв радости во многих уголках мира, и празднования продолжались еще долго после окончания боевых действий. У некоторых, однако, было мало причин для радости. Другие, тем временем, сочли победу над Гитлером хорошим поводом для... ограбления магазинов.
Большая часть Европы отмечает День Победы во Второй мировой войне 8 мая, но в Нидерландах основные торжества проходят на три дня раньше, когда отмечается День освобождения.
Акт о безоговорочной капитуляции Третьего рейха был подписан в 02:41 утра 7 мая 1945 года в Реймсе, Франция. Капитуляция должна была вступить в силу на следующий день, но к седьмому мая перемирие уже вступило в силу.
Уинстон Черчилль сообщил своим соотечественникам о капитуляции Германии в радиообращении 8 мая, заодно напомнил, что война еще не закончилась:
Мы можем позволить себе короткое время ликования, но давайте ни на минуту не забывать о трудностях и усилиях, которые еще предстоят. Япония, какой бы коварной и жадной она ни была, остается несгибаемой. Раны, которые она нанесла Великобритании, США и другим странам, а также ее чудовищные злодеяния требуют справедливости и наказания. Теперь мы должны использовать все наши силы и ресурсы, чтобы завершить работу, как внутри страны, так и за рубежом. Вперед, Британия! Да здравствует свобода! Боже, храни короля!
Президент США Гарри Трумэн, конечно же, тоже произнес подобную речь:
Генерал Эйзенхауэр сообщил мне, что немецкие войска капитулировали перед Организацией Объединенных Наций. Флаги свободы развеваются над всей Европой. (...) Наша радость приглушается и смягчается подавляющим осознанием ужасной цены, которую мы заплатили за избавление мира от Гитлера и его мерзкой банды. Давайте не будем забывать, дорогие соотечественники, о горе и боли, которые живут сегодня в домах столь многих наших соседей. Соседи, которые пожертвовали тем, что им было дороже всего, чтобы спасти нашу свободу.
Несмотря на слова Уинстона Черчилля о том, что война закончилась, ликование по поводу окончания войны в Европе было временами захватывающим, а празднования на улицах городов затягивались до ночи. Однако, по крайней мере, в одном случае известие о победе неожиданно переросло в нечто гораздо худшее, чем костры и громкие песнопения. В Галифаксе, Канада, откуда во время войны отправлялись атлантические конвои, произошел бунт с участием нескольких тысяч солдат, моряков и гражданских лиц, разгромивших город.
Во время войны Галифакс стал, по мнению некоторых, самым важным портом в мире. Благодаря этому население города удвоилось, но развития инфраструктуры не последовало. И бывшие жители, и военнослужащие страдали от жилищных трудностей, нехватки товаров в магазинах, длинных очередей у кинотеатров и других неудобств.
Когда 7 мая адмирал Леонард У. Мюррей разрешил более чем девяти тысячам своих моряков сойти на берег, быстро стало очевидно, что для них нет места в барах, ресторанах и гостиницах.
Жаждущие алкоголя и возможности расслабиться после долгих лет войны, моряки и гражданские подожгли трамваи и полицейскую машину, начали бить витрины и грабить магазины в поисках выпивки и всевозможных других товаров. Что еще хуже, военно-морское командование вовремя не осознало ситуацию и позволило еще 9 500 морякам сойти на берег на следующий день. Таким образом, история повторилась 8 мая, и только вечером ситуация была взята под контроль.
В результате инцидентов погибли три человека (двое от отравления алкоголем, один, вероятно, был убит) и 363 человека были арестованы. 654 помещения были в той или иной степени разгромлены и 207 ограблены. Были украдены десятки тысяч бутылок алкоголя, а общий ущерб был оценен в 5 миллионов долларов, что включает стоимость замены 2624 окон.
По лицам этих солдат видно, что победа над Гитлером не вызвала у них большой радости. Неудивительно: они находились сразу за линией фронта и уже через минуту после получения сообщения вернулись на свои боевые посты. Кровавые и чрезвычайно тяжелые бои на Окинаве продолжались уже более месяца, и они были далеки от завершения, которое должно было закончиться только 22 июня.
Американские войска отпраздновали успех на европейском материке в полночь 8 мая, произведя одиночный залп из всех орудий корабельной и береговой артиллерии по японским позициям.
Окончание Второй мировой войны праздновали и в контролируемой Британией Палестине, но на улицах не было ликующих толп. С точки зрения жителей, которые не пережили войну непосредственно, местные конфликты между арабским и еврейским населением были гораздо важнее. Напряженность в городе и регионе в целом неуклонно росла.
Для властей государств-победителей было очень важно, чтобы успех войны, купленной столькими потерями, был должным образом отпразднован. Празднование не могло закончиться только спонтанными вспышками радости на улицах. 24 июня в Москве состоялся грандиозный парад, который продолжался более двух часов, в нем приняли участие 40 000 красноармейцев и 1 850 военных автомобилей и другой техники.
Парад начали маршалы Жуков и Рокоссовский. Одним из его пунктов было бросание захваченных немецких знамен к подножию мавзолея Ленина, где стоял Сталин. Это был самый большой парад в истории Красной площади.
На этом московские торжества не закончились. 21 июля 1945 года британцы провели свой собственный парад в Берлине, а вскоре русские предложили совместный парад четырех победителей (СССР, США, Великобритании и Франции). В нем приняли участие пять тысяч военнослужащих (в том числе две тысячи советских) и множество военной техники. Затем тяжелые танки ИС-3 были впервые представлены публике.
Западные союзники несколько преуменьшили значение этой церемонии и придали ей относительно скромный характер, что можно рассматривать как ранний признак грядущей холодной войны.
8 июня 1946 года в Лондоне состоялся грандиозный парад союзных войск. Из всех стран антигитлеровской коалиции отсутствовали только представители Советского Союза, Югославии и Польши.