Найти тему
ДЕВЯТЫЙ ВАЛ

Стасов - «Быть полезным другим, коли сам не родился творцом»

Оглавление
«Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит... но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни осталась победа — ты по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего... спорь не из желания победы; но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом; ни славы, ни выгоды ты не добудешь; но отчего иногда и не позабавиться? Не спорь только с Владимиром Стасовым!»
© Иван Сергеевич Тургенев.

Эпизод 1. "В начале было..."

Владимир Васильевич Стасов - значительная фигура в истории русского искусства. Несмотря на то, что он сам не был ни художником, ни композитором, ни даже поэтом. Ну а коли не удалось стать творцом, то решил стать критиком. Но все было не сразу.

Владимир Стасов родился в 1824 году, в Санкт-Петербурге, в семье известного архитектора. Мальчик рано лишился матери, вся ответственность легла на плечи отца. Владимир хотел быть, как отец - архитектором, но оказался в училище правоведения. Юриспруденция, по правде говоря, мало интересовала юношу, ему нравилась музыка, которой он увлекся в том же училище.

И.Е. Репин – «Портрет В.В. Стасова»
И.Е. Репин – «Портрет В.В. Стасова»

Эпизод 2. "Свой путь"

Все-таки поработав какое-то время по образованию, наш герой окончательно решил, что это не его. Параллельно с основной работой, Стасов начал осваивать профессию критика. К оценке живописи он пришел далеко не сразу. Сначала было слово статьи о композиторах, и только потом о скульптуре, архитектуре и живописи.

Критик Стасов больше всего знаком людям по его связи с передвижниками. Но еще до них в жизни Владимира Васильевича было два знаковых момента. Тюрьма за связь с петрашевцами, и значительный вклад в создание «Могучей кучки» (объединение 5 композиторов в начале 1860-х годов, в их числе были Мусоргский и Римский-Корсаков).

«Могучая кучка» (тетеньку уберите, она просто тут пристроилась)
«Могучая кучка» (тетеньку уберите, она просто тут пристроилась)

Эпизод 3. "При чём тут ДЕВЯТЫЙ ВАЛ?"

То чем занимался Стасов, весьма похоже на то, что делаю я на этом канале. Владимир Васильевич болел всем сердцем за то, чтобы доносить искусство (в доступном виде!!!) широким массам. Искусство, а в частности живопись, не должна быть предметом, доступным для понимания только неким элитарным массам. Виссарион Григорьевич Белинский - знаменитый литературный критик, а также кумир Стасова - как-то сказал следующее:

«Искусству нужны люди, которые, не производя ничего сами, тем не менее занимаются искусством, как делом своей жизни, изучая его сами, объясняют его другим»

С этим мнением согласен был и Стасов, и Ваш покорный слуга.

И.К. Айвазовский -  «Девятый вал» (еще раз полюбуемся)
И.К. Айвазовский - «Девятый вал» (еще раз полюбуемся)

Эпизод 4. "Передвижники и Стасов"

Итак, передвижники и Стасов. Наш герой оказал большой вклад в то, чтобы Товарищество передвижных выставок имело большую ценность в обществе. Владимир Васильевич полностью разделял идеи молодых (и не очень) художников и боролся с академизмом, который явно устарел к середине 19 века. Была помощь как в организации самих выставок, так и в продвижении работ художников, посредством статей. Отрицая академизм и религиозно-мифологические сюжеты, Стасов всячески приветствовал реализм, с его настоящей жизнью простого русского человека.

«Искусство, не исходящее из корней народной жизни, если не всегда бесполезно и ничтожно, то уж по крайней мере всегда бессильно»
© В.В. Стасов.
К.Е. Маковский - «Похороны ребёнка»
К.Е. Маковский - «Похороны ребёнка»
  • Понравилась статья - подпишитесь на канал и поставьте лайк! (ЭТО БЕСПЛАТНО!!!) Вам совсем несложно, а другие люди смогут увидеть интересную информацию! Статьи выходят каждый день - вы не заскучаете!
  • Всем мир!