Найти тему
КУЛЬТУРА.РФ

Как одевались российские императоры. «Жемчуга, всюду жемчуга»

«По пышности мундиров, по роскоши туалетов, по богатству ливрей, по пышности убранства, общему выражению блеска и могущества зрелище так великолепно, что ни один двор в мире не мог бы с ним сравниться», — писал французский посол Морис Палеолог о русском монаршем дворе. Мы попросили сотрудницу Государственного Эрмитажа Нину Тарасову рассказать о церемониальной жизни русского двора, о том, что можно и что нельзя было носить членам монаршей семьи, а также о самых необычных костюмах из императорского гардероба.

1-я часть

Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны (фрагмент). 1881. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны (фрагмент). 1881. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Роскошные парадные наряды императрицы дополняли драгоценности. Они делились на украшения для особых случаев и «на каждый день». Например, у Марии Федоровны была любимая жемчужная брошь на черной бархотке. На торжественные выходы надевали, конечно, лучшее. Младшая дочь Марии Федоровны Ольга писала: «Мама выглядела красивой, когда надевала то, что мы называли «Императорскими доспехами» — платье из серебряной парчи, бриллиантовую тиару и жемчуга, всюду жемчуга!»

Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны (фрагмент). 1880-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Иван Крамской. Портрет Марии Федоровны (фрагмент). 1880-е. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В 1880-х годах в моду вошел склаваж — один из видов колье, который плотно облегал шею. Его часто называли «собачьим ошейником». Обычно склаваж дополняло ожерелье, которое крепилось к нижней части украшения и ниспадало на грудь. Самые дорогие склаважи изготавливали из бриллиантов, жемчуга и драгоценных камней. Такой носила и Мария Федоровна — украшение не выходило из моды до 1910-х годов.

Генрих фон Ангели. Портрет императрицы Марии Федоровны (фрагмент). Австрия. 1874. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Генрих фон Ангели. Портрет императрицы Марии Федоровны (фрагмент). Австрия. 1874. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Носить бриллианты днем было не принято — колье и другие роскошные украшения надевали на балы или на высочайшие выходы. Если бал был масштабным, как, например, Николаевский, где число приглашенных достигало трех с половиной тысяч человек, дорогие и крупные украшения надевать не рисковали. При таком стечении гостей во время танцев можно было порвать даже платье, не то что жемчужную нитку. Такие случаи не были единичными. Придворный живописец Николая I Орас Верне вспоминал, как обувь танцующих давила рассыпанные по полу драгоценные камни и жемчуг, и этот треск заглушал музыку.

Беседовала Полина Пендина