Найти тему
СБ Про Бизнес

Проведение служебной проверки. Чем полезно для CEO и акционеров?

Что порадует CEO?
Что порадует CEO?

Сегодня поговорим о том, как акционерам или исполнительному директору оценивать работу службы безопасности. На основании чего?

Так же, как увидеть выполнение функционала сотрудниками службы безопасности, в части их работы над нестандартными и не постоянными задачами. Речь пойдет не о ежедневных и рутинных обязанностях, а о каких -то отдельных кейсах, которые попадают в зону ответственности СБ.

Начинаем:

Условному руководителю подразделения безопасности в бизнесе, попадает информация, о том, что имеется подозрение в коррупции менеджера одного из ключевых направлений.

В этой статье, мы не будем рассматривать саму технику расследования и дальнейших действий с данной информацией, так как она очень многообразна и вариативна. Мы разберем тактику проведения. А именно – служебную проверку.

Руководитель службы безопасности назначает проведение служебной проверки. Кстати, единого стандарта названия данной процедуры в отечественном бизнесе нет. Служебная проверка или служебное расследование, по сути, в данном случае не имеет разницы.

Назначается ответственное лицо за проведение данной процедуры и это лицо начинает исследование факта указанного в информации. В ходе проведения проверки, менеджер по безопасности собирает информацию из законных и открытых источников.

Например:

  • проводит анализ взаимоотношений проверяемого с разными контрагентами и за определенный период.
  • Изучает динамику цен.
  • Анализирует насколько этот менеджер объективно принимал решения, о каких -то бонусных программах и политике скидок.
  • Одним из самых важных моментов, является интервью с самим менеджером, в отношении которого проводится служебное расследование или проверка.
Вот так вот не надо!!!
Вот так вот не надо!!!

Данное интервью, может проводиться несколько раз, в начале проведения проверки и уже после того, как будет проведен анализ деятельности менеджера. Если в начале проведения проверки, упор делается на обычное стандартное объяснение менеджера, то в заключение проверки, будут более углубленные вопросы по теме, которые покажут действия менеджера более объективно. Ответы на вопросы, могут показать, действительно менеджер действовал в интересах бизнеса, а может быть в своих интересах. Принес он пользу компании или причинил умышленный или не умышленный ущерб. Отвечая на вопросы по существу, интервьюируемый будет вынужден признать логику событий отраженных в служебной проверке и более ответственно пояснять свои действия. Эти действия необходимы, для того, чтобы у руководителей, сложилась объективная картина работы менеджера, на основании заключения по служебной проверке.
Надо вот так!
Надо вот так!

В таком мероприятии сотрудник службы безопасности выступает в качестве некоего органа, который может объективно и беспристрастно собрать, проанализировать и сделать выводы по собранной информации. В дальнейшем предоставить для принятия управленческих решений это заключение акционерам или СЕО.

Аналог действий существует в государственном аппарате, а именно, при работе органов внутренних дел. Там тоже, любая поступающая информация обрабатывается подобным образом. Сбор и предварительный анализ осуществляется оперативным составом и специальными подразделениями, в дальнейшем собранная информация передается в следственные органы и прокуратуру, а решение принимает суд.

Хочу заметить, что на сегодняшний день, в бизнесе нет четких и всеми принятых стандартов по данной тематике и в каждой компании, служба безопасности действует с позиции : «так исторически сложилось». А исторически так складывается именно потому, что в службах безопасности в основном работают выходцы с правоохранительных органов.

На мой взгляд, сама по себе такая система ничего плохого не таит. Она справедлива и в меру открыта. Конечно же, при должной подготовке и квалификации сотрудников службы безопасности. Их заинтересованности в развитии компании и бизнеса. Понимании работы менеджмента и нацеленности на получение прибыли компании.

Важная часть служебной проверки - выводы. Очень важно, чтобы выводы были написаны доходчиво и понятно, с вставками из объяснений и документов, фотографиями и подтверждениями электронной переписки. Это позволит, лицам, принимающим управленческие решения, быть более справедливыми и объективными и не тратить много времени, на изучение материалов.

Если применить «вертолетный взгляд», то, через какое то время, акционеры или СЕО, на основании таких служебных проверок, смогут увидеть, где в бизнесе существуют «черные дыры» и оперативно внести изменения в бизнес процессы. Конечно же, при должной квалификации сотрудников службы безопасности, рекомендации по изменению бизнес процессов, это стандартный абзац в заключение по служебной проверке, но объективно, в моей практике специалистов такого уровня, я встречал очень редко. Если быть совсем объективным, то только в двух федеральных компаниях. В остальных компаниях, с кем я коммуницировал, приходилось обучать такому подходу.

Как ни странно, но эволюционным путем, бизнес не требовал со службы безопасности такого подхода.

Вопрос, где же используется служебная проверка? Она используется только в своей компании. Она не принимается органами внутренних дел. Она не имеет доказательного статуса для государственных органов. То, что вам рассказали и подписали должностные лица в вашей компании, может быть использовано только внутри компании. Бывает, что в гражданском и трудовом споре, суд принимает в качестве доказательной базы объяснения от должностных лиц, но не выводы и заключения. Таким образом, все результаты проверок только для управленческих решений.

А теперь, давайте пофантазируем, какую же пользу могут получить акционеры и СЕО от такой процедуры. Хоть мы этого уже и коснулись, но провалимся в эту тему более глубоко.

  • На основании количества служебных проверок, мы можем определить, где есть проблемы в компании. Оперативно их устранить.
  • Наша служба безопасности, во время проведения служебных проверок, поднимает свои софт скилы просто неимоверно, что в дальнейшем позволит расширить горизонты применения такой функции как служба безопасности.
  • HR бренд компании от такого подхода, не страдает а наоборот укрепляется и растет.
  • И наконец -то, мы понимаем и видим, чем занимается наша служба безопасности.

На сегодняшний день, во многих компаниях, служба безопасности, старается не тратить время на проведение таких мероприятий. Конечно проще, прийти к СЕО или акционеру и рассказать, что целый месяц сидел в засаде и увидел, как менеджер выгружает из своего автомобиля, телевизор с диагональю не соответствующей его доходу. Попутно выпросив деньги на следующую засаду. Или рассказать сказку, о том, что теперь старые связи в полиции, займутся этим менеджером вплотную и скоро о нем все станет известно. Спешу огорчить, тех, кто верит в эти сказки. ( Достаточно пройти по ссылке, там есть цифры!!!) Любая разработка сотрудниками правоохраны какого либо объекта, сейчас очень сложна и должна проводиться в рамках законодательства. Так же со стороны государства существует многоступенчатая система контроля субъектов ОРД (субъект ОРД, это тот, кто может осуществлять оперативно розыскную деятельность). Ну и на более понятном, для бизнеса языке…. У полиции есть аналог своего KPI, так вот, ваш менеджер потенциальный коррупционер, совсем не входит в этот KPI… Потому что по нашему условному коррупционеру из примера, полиции нужно много работать и непонятно, к какому результату приведет работа, а начальству нужны результаты!!!! В связи с этим, старые связи вашего СБшника, не будут заниматься вашими проблемами!! Так же, хочу предостеречь от принятия решений на основании нашептываний от различного рода информаторов. По моей личной статистике, информация от таких источников, полезна не более чем на пять процентов. В большинстве случаев, информаторами движет всего лишь человеческие слабости: зависть, желание навредить, гордыня, а так же – попытки используя доверие вышестоящего руководства убрать конкурента по должности или карьерного роста. Причем, такие специалисты в кавычках, очень талантливы на актерское мастерство и интриги.

Подводя итоги статьи:

  • Введение практики служебных проверок, поможет постоянному росту профессионализма вашей службы безопасности.
  • За счет открытости процесса, увеличит лояльность персонала компании. Естественно, под открытостью процесса, необходимо понимать, не размещение процесса проверки в он лайн шоу с прямыми трансляциями в ютьюбе, а совместную работу с руководителями разных направлений по выяснению истины.
  • Позволит видеть проблемы в бизнес процессах и оперативно их исправлять. Неким образом, автоматизировать этот процесс за счет СБ.
  • Позволит понимать вам, чем же занимается ваша служба безопасности и насколько она эффективна.

Первое время после введения практики "служебных проверок", Вас ждут сюрпризы...

Друзья, как и любому автору, мне хочется, что бы Вы подписались на канал и поставили 👍 Это стимулирует команду ##bprobiz на новые свершения!!! Не стесняйтесь задавать вопросы и писать комментарии!! Всем безопасности!!!

#системы безопасности #безопасность это #служебная проверка #служебное расследование #корпоративная безопасность #кочанов #sbprobiz #служба безопасности бизнеса #HRbrand