Он был зачислен в первый отряд советских космонавтов двадцатым, окончательно закрыв за собой двери всем желающим, а покинул его в числе первых. На момент прихода в отряд в его активе было около двухсот парашютных прыжков. Никто из слушателей-космонавтов не мог похвастаться таким результатом. А это был немаловажный фактор, учитывая то, что пилоты первых космических кораблей должны были приземляться на парашюте. Однако судьба распорядилась с Анатолием Карташовым иначе.
А. Я. Карташов родился 25 августа 1932 года в селе Первое Садовое Садовского района Воронежской области. Его путь в авиацию начнётся в 1948 году, когда он окончил семь классов и поступил в Воронежский авиационный техникум. Его дальнейший путь был предопределён. В 1952 году Карташов становится курсантом Чугуевского военно-авиационного училища лётчиков. После его окончания в 1954 году он был направлен в город Петрозаводск.
Когда среди лётчиков дивизии, где служил Анатолий Яковлевич, стали отбирать кандидатов для полёта в космос, он сразу же попал в число наиболее перспективных. С марта по май 1960 года старший лейтенант Карташов проходил строгую медицинскую комиссию в авиационном госпитале в Сокольниках в составе последней группы лётчиков. Ему посчастливилось — врачи дали добро. Семнадцатого июня 1960 года он был зачислен на должность слушателя-космонавта ЦПК. Попав в отряд позже всех, он сразу приступил к интенсивной подготовке, пытаясь догнать ушедших вперёд товарищей. Карташов выдержал всё, потому и был включён в «первую обойму».
Свой космический полёт он мог бы совершить если бы не роковое испытание на центрифуге, когда на его спине были обнаружены мелкие кровоизлияния — петехии. Несмотря на поддержку со стороны Е. А. Карпова, первого начальника Центра подготовки космонавтов, от дальнейшей подготовки Карташов был отстранён. Юрий Гагарин даже обратился в медицинскую комиссию со словами: «Он лучший среди нас». Тем не менее накануне старта первого космонавта, Карташов был отчислен из отряда приказом Главкома ВВС № 462 от 7 апреля 1961 года.
Навсегда прощаясь с ребятами, он сказал: «Ничто нас в жизни не может вышибить из седла. Лётчик-испытатель — тоже неплохо!». Но товарищи, увидев неподдельную грусть в его глазах, хорошо понимали с какой болью он покидает отряд. «Встречаясь с Анатолием через годы, я всегда видел и чувствовал эту грусть. Её не могла скрыть даже широкая белозубая улыбка, которой он неизменно встречал меня», — вспоминал Георгий Шонин.
А. Я. Карташова не стало 11 декабря 2005 года. Прекрасный лётчик, мечтавший подняться выше неба. Он часто любил повторять с затаённой грустью: «Заменить бы три с половиной десятка лет моих полётов на различной авиационной технике всего на один полёт вокруг земного шарика!»
Маргарита Лебедева, научный сотрудник научно-исследовательского отдела Объединенного мемориального музея-заповедника Ю. А. Гагарина.