Найти в Дзене
Шпионские страсти

Изгнание «Короля»

1984 год

СССР

Немало блестящих карьер в разведке рушились в одночасье в результате умелых контрразведывательных действий противной стороны. Вот один из таких случаев:

В 1984 году генконсульство США в Ленинграде предприняло попытку резко активизировать разведывательную деятельность с легальных позиций. В связи с этим Управление КГБ подготовило и осуществило комплекс агентурно-оперативных мероприятий, позволивших разоблачить и пресечь враждебную деятельность дипломатов и скомпрометировать заместителя генконсула установленного сотрудника ЦРУ «Короля», руководителя отдела генконсульства «Фараона» и других американцев, также связанных со спецслужбой противника.

В разоблачении и компрометации «Короля» основную роль сыграл агент «Степанов», научный сотрудник. «Степанов» был заблаговременно включен в протокольный список и в соответствии с отработанной ему линией поведения широко общался с дипломатами, создавая о себе мнение как о несколько тщеславном, честолюбивом и одновременно разносторонне информированном человеке, располагающем влиятельными связями. Его ориентировали на сближение с «Королем».

Как и предполагалось, тот заинтересовался «Степановым». После всестороннего изучения и неоднократной проверки агента американец проникся уверенностью в успехе его вербовочной обработки. Прикрываясь интересами укрепления американо-советской дружбы и взаимного доверия на основе обмена информацией, «Король» приступил к втягиванию «Степанова» в агентурные отношения, стал настойчиво выведывать у него откровенно разведывательную информацию. Одновременно, он в осторожной форме обучал «Степанова» элементам конспирации.

«Король» был уверен, что ему удалось приобрести ценного источника, о чем доложил своему руководству. Считая успех обеспеченным, разведчик, кроме того, с соблюдением мер конспирации в разное время брал с собой на встречи со «Степановым» двух других сотрудников, буквально демонстрируя им агента КГБ как удачно приобретенный источник интересующих американцев сведений.

В целях пресечения агентурной деятельности «Короля» было принято решение осуществить к американцу контрвербовочный подход. При любом исходе мероприятие должно было завершиться эффективно: в случае согласия на выдачу информации предполагалось развивать с ним контакт до агентурных отношений, в случае отказа он ставился перед необходимостью доложить об осуществлении к нему вербовочного подхода своему руководству, что само по себе означало его компрометацию как разведчика.

«Степанов», продолжая играть роль дружелюбно настроенного к «Королю» человека, готового помогать ему в получении политической информации, на очередной встрече показал американцу еженедельник «За рубежом», где была помещена заметка из газеты одной африканской страны. Там сообщалось, что работавший ранее в посольстве США в этой стране американец («Король») является сотрудником ЦРУ. Якобы заботясь о собственной безопасности, «Степанов» попросил дипломата доверительно сообщить ему, действительно ли тот работает в ЦРУ. На заверения собеседника о непричастности к разведке «Степанов» вновь выразил ему свою готовность снабжать информацией, якобы необходимой американцу в связи с его дипломатической деятельностью. Одновременно агент попросил «Короля» назвать сотрудников разведки, которые работают в генеральном консульстве США в Ленинграде, мотивируя свою просьбу стремлением оградить себя от нежелательных контактов.

"За рубежом" изменился с тех пор
"За рубежом" изменился с тех пор

«Король», деморализованный неожиданным поворотом событий, признал, что в числе сотрудников генконсульства имеются разведчики, однако назвать их отказался, ссылаясь на то, что не знает. Такой результат диалога оставлял возможность для продолжения вербовочной беседы с разведчиком, хотя он под различными предлогами начал избегать встреч со «Степановым».

В целях завершения мероприятия и усиления давления на «Короля» от имени «Степанова» изготовили письмо, якобы предназначенное для газеты «Вашингтон пост», в котором его автор приводил ряд фактов, указывающих на попытку разведчика сделать из советского человека предателя Родины. Копию письма агент вручил американцу под тем предлогом, что никак не может получить от него вразумительного ответа относительно своей безопасности, но, несмотря на то, намерен вести себя по отношению к приятелю честно и открыто.

При этом учитывалось, что «Король» небогатый человек, влиятельных связей в США, которые могли бы его поддержать, не имеет и его карьера в разведке во многом зависит от стечения обстоятельств. Предполагалось, что он побоится огласки в печати факта своей разведывательной деятельности и, возможно, пойдет на компромисс со «Степановым», попытается успокоить его, сообщив некоторую информацию о сотрудниках ЦРУ в генконсульстве, что позволит его вербовать.

«Король» после встречи со «Степановым» вернулся домой возбуждённым, а на следующий день, после долгих раздумий, решился доложить своему руководству о положении, в котором оказался. Вскоре он был вызван вместе с офицером безопасности генконсульства в региональный центр разведки во Франкфурте-на-Майне, а затем откомандирован в Соединенные Штаты. При отъезде из Ленинграда никто «Короля» не провожал, его коллеги были раздражены случившимсяи не хотели компрометировать себя контактом с ним.

Нужно понимать, что для американских разведчиков работа в СССР была едва ли не самой важной ступенькой для достижения вершин карьерного роста. Но и весьма опасной, способной зачеркнуть все прежние достижения.

(Источник: Д. Носырев)