Найти тему
Александр Цыпкин

Поскольку Умка вернулся с Севера, мы продолжаем наши вопросы-ответы про кино!

Поскольку Умка вернулся с Севера, мы продолжаем наши вопросы-ответы про кино!

#100вопросовокиноЕгоруМосквитину

И первая тема звучит так: “Как так вышло, что презренные ужастики вдруг превратились в кино, которое показывают на фестивалях и награждают на “Оскаре”?

Отвечает @oembox

Вопрос на целую лекцию или даже цикл лекций, но постараюсь ответить на него всего в двух постах - а в третьем, пятничном, подобрать для вас страшилки на выходные.

Во-первых, ужас всегда играл большую роль в историях, которые рассказывают люди.

Есть сборник рассказов “Страшные сказки. Истории, полные ужаса и жути”, наполовину состоящий из сказок братьев Гримм, а наполовину - из их “ремейков”, написанных современными авторами вроде Рианны Пратчетт или Нила Геймана. Так вот, оригинальные истории - это настоящий кошмар с людоедством и членовредительством. И видимо, чем страшнее были сказки, тем лучше они выполняли свои воспитательные функции.

Всегда, когда кто-то недооценивает хорроры, я занимаюсь постыдным неймсдроппингом и цитирую Пушкина: «Смех, жалость и ужас суть три струны нашего воображения, потрясаемые драматическим волшебством». И многие из наших классиков нет-нет да и работали в жанре хоррор.

В Париже в конце 19-го века существовал театр Гран-Гиньоль - место, где рекой лилась бутафорская кровь и зарождался жанр трэша. Этот театр, кстати, вдохновил режиссера Сэма Мендеса на чудесный сериал “Страшные сказки”.

В Англии готические романы (“Дракула” Брэма Стокера, “Франкенштейн, или Современный Прометей” Мэри Шелли) как бы обходили цензуру викторианской морали: сексуальной энергии в старых текстах про вампиров столько, что “Сумерки” можно не читать.

Кстати, фильм Dr. Jekyll and Sister Hyde (1971) в котором мужчина превращается в женщину, считается классикой квир-кино - то есть еще полвека назад через ужастики можно было говорить о гендерных вопросах.

А основоположник кинематографа Жорж Мельес еще в 1896-м году снял фильм “Замок дьявола” - первый в истории хоррор, который до сих пор выглядит жутко. Давайте его посмотрим - а завтра поговорим о том, почему хорроры вдруг стали “низким” жанром в 20-м веке, но смогли восстать в 21-м:

https://www.youtube.com/watch?v=xzYyo9onza8

(продолжение следует)