Какое-то время назад была "мода" на нагнетание ужаса перед нарциссами - о них писали как о самых страшных абьюзерах, психологических насильниках, и вообще монстрах во плоти. В реальности же "чистый" нарциссизм в виде расстройства личности встречается нечасто, а нарциссические травмы разного рода и степени есть у многих.
Нэнси Мак-Вильямс так описывает это состояние - "жизнь нарциссической личности организована вокруг проблемы поддержания самоуважения, путём получения подтверждения со стороны окружающих его людей". Фильм "Одержимость" наглядно показывает, во что может превратиться жизнь и личность человека, в этой борьбе за возможность ощутить свою значимость и ценность. Также сюжет фильма можно воспринимать как метафору внутренней борьбы человека с нарциссической травмой - в которой есть травмированное "я" (Эндрю) и фигура безжалостного Внутреннего Критика/Идеального Я (Флетчер).
Мне кажется, что многие смотрели этот фильм, так что не буду подробно расписывать фабулу, и сразу буду разбирать конкретные эпизоды.
Дирижёр оркестра Флетчер, который зовёт в свою труппу Эндрю (главного героя) - сам является нарциссом. Но он больше близок к психотическому типу, который способен на открытое психологическое насилие ради достижения своей цели.
Флетчер ищет Великого Музыканта. И готов переломать сколько угодно людей, лишь бы его найти. По сути, он ищет "нарциссическое расширение" для себя самого - человека, который подпитает его самооценку. Ведь если он действительно гениальный дирижёр, то он должен "воспитывать" только гениальных музыкантов.
Скорее всего Флетчер взял в оркестр именно Эндрю, потому что увидел, что у того есть слабые места, на которые можно давить, чтобы выжимать все соки. Оно и логично - кто ещё будет постоянно репетировать глубокой ночью? Очевидно тот, кто стремится к совершенству (перфекционизм - жирная мишень для критика), и у кого нет поддержки от близких, а значит можно спокойно вить из него веревки (у Эндрю правда нет друзей, а отношения с семьёй прохладные).
Перед первой же репетицией Флетчер с добродушным видом выведывает слабое место самооценки Эндрю, в которое в дальнейшем будет с размаху бить - мама бросила его, когда он был маленьким, и его отец писатель, который не добился признания, и теперь "просто преподаёт".
В дальнейшем Флетчер озвучивает бессознательные мысли Эндрю по этому поводу - "твоя мать бросила твоего отца, потому что он никчёмный, и ты сам никчёмный!". И это бинго - удары по этой травме заставляют Эндрю репетировать буквально до кровавых ран!
Именно травма брошенности, отвергнутости - это та почва, на которой нарциссизм цветёт самым пышным цветом. В самых-самых глубоких слоях нашей психики зашит инстинкт "будь в стае - иначе умрёшь". Человек ужасно беззащитное создание - ни клыков, ни когтей, ни меха. Наедине с природой шансы на выживание равны нулю, для жизни нам нужны другие. И если мы чувствуем, что своей стае мы не нужны - это ужасно больно и страшно, это ощущается как верная смерть. И в попытке защититься от этих переживаний, психика порождает вот такого Флетчера - "Внутреннего Критика/Идеальное Я", который обещает - "я спасу тебя от смерти, я спасу тебя от боли отвержения. Просто стань Великим, и больше никто не посмеет тебя отвергнуть. Просто делай всё, что я говорю". И начинается карусель бесконечного "самосовершенствования"...
Но ирония в том, что ни идеальность, ни "величие" не смогут заполнить дыру в сердце. Флетчер плачет из-за смерти, якобы в автокатастрофе, своего бывшего музыканта, который стал лучшим музыкантом в "крутом" оркестре. Однако на самом деле тот музыкант покончил с собой, потому что Флетчер сломал его - ад вечной неудовлетворённости собой и страх отвержения всегда был с ним, даже если бы он официально стал лучшим музыкантом галактики.
Самая знаковая сцена фильма, с точки зрения раскрытия психологической мотивации главного героя - это ужин с отцом и семьёй дяди. В разговоре явно показано, насколько страсть Эндрю к музыке не признается в семье. Его двоюродных братьев называют "звёздами" за спортивные успехи, а то, что его взяли в основной состав крутого джазового ансамбля под руководством известного дирижёра буквально пропускают мимо ушей. Это первый кусь за бочок нарциссической травмы.
Также в этой сцене показано столкновение двух идеологий - дядя говорит "тебе нужны близкие, они твоя поддержка, только и их мнение о тебе важно". Но вся предыдущая сцена показывает, что Эндрю и не знает, что такое поддержка от близких, а значит не может даже допустить, что это может быть ценно - у него просто нет такого опыта. И именно из такой семейной атмосферы формируется философия гг - "лучше я умру в 30 лет обколотый, но обо мне будут говорить за семейным ужином".
Из этого следует второй кусь, когда Эндрю озвучивает эту позицию (по сути это акт защиты самооценки от обесценения) в противовес позиции дяди, его отец не встаёт на его сторону, а "добивает" вопросом "тебе позвонили уже из Линкольна?" (отсылка к тому, что Эндрю ещё не добился успеха). Ровно в этот момент семья окончательно толкнула гг в объятия дирижера-психопата.
Не получив признания у семьи, он будет стремиться получить его у новой "отцовской фигуры", которой станет Флетчер. Не просто так перед семейным ужином отец явно с ревностью спросил у сына про дирижера - "значит к его мнению ты прислушиваешься (вместо моего)?".
Мне кажется это одна из самых пронзительных сцен в фильме - именно здесь показано, в какой момент яд нарциссической травмы инфицирует психику. Внутренний критик, как змей-искуситель - обещает райские сады всеобщей любви и признания, стоит только стать чуть-чуть лучше, чем ты есть сейчас. Но ирония в том, что если встать на этот путь, то это "чуть-чуть" не заканчивается абсолютно никогда. Стремление к идеалу прикрывает нашу внутреннюю боль, но не исцеляет её.
Дирижёр Флетчер - это буквально нарциссическая травма в человеческом воплощении. Абсолютно ненасытная, и настолько же убедительная, что в топку достижения ее целей без всяких раздумий бросается вся жизнь - отношения, здоровье, а потом и рассудок. В этом отношении показательна сцена, когда Эндрю прибегает на концерт сразу после того, как попал в аварию - он ранен, он весь в крови, но всё равно пытаться играть. Флетчера не интересуют такие мелочи, как ранения, и он не интересуется, что случилось с Эндрю, а просто выгоняет его из труппы, за то, что тот его "подвёл". К большому сожалению, люди с нарциссической травмой сами к себе невероятно жестоки - жесток к себе и Эндрю, именно поэтому он позволял такое обращение с собой.
Другой знаковый момент в фильме - это монолог Флетчера для Эндрю после его отстранения от работы в оркестре, где он поясняет, почему так поступал с ним. Его можно разбирать буквально по каждой фразе, но вся его суть всё в той же манифестации нарциссизма как единственно возможный и достойный способ проживать жизнь. И одновременно ужасно нездоровый способ, потому что исключает всякую бережность по отношению к себе и своим ресурсам. Одна фраза "молодец - это худшее слово", чего стоит.
Финал фильма абсолютно нереалистичный - в жизни гг скорее всего точно так же бы повесился, как другой бывший музыкант Флетчера.
В конце финальной сцены мы не слышим аплодисментов зрителей - это метафора того, что в таком состоянии их "присвоить" уже невозможно. Нарцисс может достичь действительно больших высот, но он всё равно не "услышит" слов признания, потому что все его внимание направлено в сторону Идеала, которого все равно невозможно достичь.
Лично на меня фильм произвел абсолютно неизгладимое впечатление. Мне кажется, что его просмотром можно замерять уровень проработанности нарциссической травмы. Если вам кажется, что в словах и методах Флетчера есть какая-то доля правды, возможно вам стоит задуматься, не слишком ли у вас строгая фигура внутреннего критика.
Если же Флетчер вызывает у вас ЪУЪ, Съука! То скорее всего у вас есть понимание, где начинается предел человеческих возможностей, и где стоит остановиться в достижении недостижимого идеала.
Есть такая известная фраза, часть которой звучит как "всё прекрасное создано нарциссами". Даже если бы это действительно было так - создавать прекрасное можно и таким образом, чтобы это не превратилось в одержимость, которая разрушит все важные для вас отношения и жизнь. Поэтому если вы чувствуете, что ваше стремление к прекрасному выше стремления прожить свою жизнь счастливо - помните, что у вас есть выбор, идти на поводу Внутреннего Критика, или нет. Научиться справляться с его влиянием поможет личная терапия.