Показатели из маркетинга: ROI и ROMI
Коэффициент ROI — важный маркетинговый показатель, который помогает понять, насколько ваши усилия идут на пользу бренду, а затем использовать эти данные для разработки новых стратегий. Сегодня мы разберем, что это за показатель, чем он отличается от ROMI и насколько на самом деле эти обе метрики эффективны.
ROI и ROMI: в чем разница?
ROI (Return On Investment) — коэффициент окупаемости. Демонстрирует прибыльность или убыточность той или иной инвестиции, измеряется в процентах. Чтобы его рассчитать, нужно использовать 2 показателя: объем вложений и доход, полученный с них.
ROMI (Return On Marketing Investment) — то же, что ROI, только применительно к маркетингу. Этот показатель позволяет оценить эффективность вложений в продвижение.
Для чего нужен ROI (ROMI)
Показатель пригодится, если вы хотите разобраться, какая часть бюджета окупается. Полезно для оценки рекламы — таргетированной, контекстной или даже бумажных объявлений. С помощью коэффициента можно понять, что делать дальше — отказываться от маркетинговой кампании или оставлять её, но корректировать бюджет.
Формулы расчета ROI и ROMI
- ROI = (Доход от вложений - Объем вложений) / Объем вложений * 100%
Доход — это все средства, которые компания получила от продажи товара или услуги за выбранный период.
- ROMI = (Прибыль — Маркетинговый бюджет) / Маркетинговый бюджет * 100%
Маркетинговые затраты — это любые расходы на кампанию (производство контента, оплата за клики, ЗП подрядчиков и т. д.).
Также есть формула ROAS — показатель окупаемости расходов на рекламу. Он используется, чтобы оценить эффективность конкретной кампании, объявления или их группы. Например, вы хотите узнать, стоит ли конкретное объявление или таргетинг вашего времени и денег — и тогда проверяете ROAS.
ROAS = Доход от рекламы/Расходы на рекламу * 100%
Разберем на примере
Допустим вы создали рекламные кампании для вашего интернет-магазина одежды. Клиенты, пришедшие из Кампании №1, купили на 20 000 рублей, из Кампании №2 — на 10 000, а из №3 – на 18 500 рублей. За Кампанию №1 вы заплатили 5100 рублей, за 2 – 3500 рублей, а за 3 - 6500.
У Кампании №1 самый высокий ROI — 292%. Это очень хороший результат, хотя обычно показатель оценивается от 100% и выше (но все, конечно, зависит от ниши). Вот и получается, что Кампания №1 оказалась рентабельнее двух остальных.
Такой срез коэффициента полезно проводить каждый раз после изменения кампании, чтобы отследить, какие действия и изменения на что влияют. Это позволяет быстро оптимизировать расходы на рекламу.
Насколько полезен ROI?
У использования ROI много сторонников, но противников не меньше. Сторонники утверждают, что этот показатель очень важен и позволяет хотя бы примерно оценить полезность вложений. Противники говорят, что ROI не имеет смысла, потому что может быть субъективным и подходит не для всех сфер бизнеса.
Коэффициент пригодится в:
— в прямых продажах;
— стимулировании продаж;
— программах повышения лояльности;
— работе с жалобами клиентов.
Когда ROI бывает неэффективен
Сценариев достаточно много, перечислим основные:
- При продаже дорогих товаров и услуг. Клиент долго взвешивает решение и может перейти по объявлению сейчас, а покупку совершить через неделю или месяц. Соответственно ROI будет меняться в зависимости от периода исследования.
- При большой разнице в сумме сделок. Например, при продаже автомобиля рассчитывать коэффициент инвестиций в рекламу очень сложно — разовая продажа одного дорогого авто может поломать все расчеты.
А что в итоге?
Конечно, ROI — очень интересный инструмент, но им нужно уметь пользоваться. Если все сделать правильно, можно легко оптимизировать свои рекламные кампании. Если нет — сильнее запутаетесь, потратите время и деньги.
Если вам нужны данные, которые покажут реальный результат работы всех каналов продвижения, стоит подключить сквозную аналитику. Это долгий и непростой процесс, но очень нужный.
Мы в «Метрике» можем разобрать ваш кейс на бесплатной консультации и упростить работу с SM-каналом. Записывайтесь по ссылке: https://t.me/metrika_ag