Найти тему
76,5K подписчиков

Центробанк заставит банки возвращать украденные деньги в течение месяца

149 прочитали

Потери от действий банковских мошенников исчисляются миллиардами в год. Но правоохранители оказываются бессильны перед ними, а банки разводят руками — клиенты, как правило, сами переводят деньги незнакомцам. Споры о том, как можно помочь жертвам противоправных действий, ходят давно. И вот, кажется, наметился какой-то сдвиг. Центробанк и МВД будут теснее взаимодействовать друг с другом. Кто и как сможет получить свои кровные назад?

Потери от действий банковских мошенников исчисляются миллиардами в год.

ЦБ придумал способ борьбы с мошенниками. Фото: yandex.ru

Банк России предложил на законодательном уровне обязать кредитные организации возвращать деньги клиентам, которые те потеряли из-за действий мошенников. Правда, помочь смогут только в том случае, если данные преступников уже содержались в базе данных ЦБ.

МВД и ЦБ против мошенников

По словам главы департамента информационной безопасности регулятора Вадима Уварова, базу о мошенниках МВД объединят с автоматизированной системой ЦБ ФинЦЕРТ, куда поступает информация о подозрительных переводах или попытках перевода денег, передаёт «РИА Новости». Это позволит правоохранителям практически в онлайн-режиме отслеживать операции злоумышленников. Ранее Госдума приняла в первом чтении законопроект об информационном обмене между Банком России и МВД о случаях и попытках мошеннических переводов.

Центр мониторинга и реагирования на компьютерные атаки в кредитно-финансовой сфере (ФинЦЕРТ) — специальное структурное подразделение Банка России, созданное в 2015 году. Он позволяет обмениваться информацией между участниками финансового рынка, правоохранительными органами, провайдерами и операторами связи, разработчиками антивирусного ПО, а также другими компаниями, работающими в сфере информационной безопасности. Всего в ней задействовано более 800 организаций, включая все российские банки.

В свою очередь, данные о действиях преступников, содержащиеся в полиции, будут предоставлены банкам. Это поможет им быстро реагировать и предотвращать мошеннические переводы. Ещё одним источником пополнения базы могут стать операторы связи. Они будут предоставлять информацию об абоненте, в частности, о владельце номера (ФИО), о факте смены владельца номера, расторжении договора связи и т. д.

Как вернуть свои деньги?

Если фигурировавший в базе счёт всплывёт во время банковской операции, то финансовая организация должна сразу же принять меры. ЦБ предлагает приостанавливать перевод средств по такому счёту на два дня. За это время жертва мошенников сможет отменить перевод. Если банк уже перевёл средства на мошеннический счёт, то, в случае принятия закона, обязан вернуть средства по запросу отправителя. Уваров называет следующие сроки (цитата по «РИА Новости»):

Банки, исполнившие перевод на мошеннический счёт, должны будут вернуть клиенту всю сумму в течение 30 дней с момента получения от него заявления. По трансграничным переводам предполагается срок — в течение 60 дней

Представитель ЦБ добавил, что к этой системе подключат все банки. Он также рассказал о таких схемах мошенничества, когда злоумышленники представляются сотрудниками Центробанка. Для убедительности они могут присылать человеку в мессенджер или на электронную почту документы с логотипом и печатью Банка России. С учётом того, что в прошлые годы мошенники использовали тему коронавируса, она вновь может вернуться в связи с ростом заболеваемости COVID, отмечает Уваров.

Ранее ВТБ предупредил, что мошенники придумали новую схему обмана. Они предлагают устанавливать на iPhone удалённое из App Store приложение банка. В других вариантах это может быть приложения для «диагностики» мобильного банкинга. Банк заявляет, что не имеет к этому никакого отношения.