С июля по декабрь 1929 года, чтобы установить контроль над К.В.Ж.Д, Советская Красная Армия и Северо-Восточная китайская армия под командованием Чжан Сюэляна (прим. сын Чжан Цзолиня) вступили в вооруженный конфликт. Находящаяся под командованием Чжан Сюэляна Мукденская армия насчитывала 300 000 человек, в конфликте была задействована половина состава, плюс к этому добровольцы из белогвардейских организаций в Маньчжурии. Со стороны РККА по официальным данным было задействовано по разным направлениям от 17 000 до 50 000 человек.
Конфликт длился с 12 октября по 22 декабря 1929.
Интересно, что ни Китай, ни Советский Союз не желали допустить вмешательства третьей стороны, как сказал маршал Блюхер, командующий Дальневосточной специальной армией, отвечающей за операцию:
«Здесь нет мира, нет войны, есть только один конфликт».
В этот период белогвардейцы, потерпев неудачу в Гражданской войне в России, собрались в Маньчжурии и не упускали возможностей взять реванш в Забайкалье и Дальнем Востоке или навредить Советам. Эти регионы вошли в состав РСФСР позднее других и настроения населения были не всегда на стороне коммунистов.
29 декабря 1928 года Чжан Сюэлян объявил, что Северо-Восток сменил свой флаг и подчинился Нанкинскому национальному правительству. После этого в официальных документах официально заменили название «Маньчжурия» на «три Северо-восточные провинции». Русские белогвардейцы и казаки рассматривали китайско-советскую войну как подходящее время для «контратаки и восстановления страны» или демонстрации, что есть еще не Советская Россия, Россия в изгнании.
Возглавляемая П. Нечаевым, группа наемников работала на китайского военачальника Чжан Цзунчана и воевала от Шаньдуна до Шанхая.
В 1928 году войска Чжан Цзунчана были уничтожены Северной экспедицией (прим. армия Гоменьдана воевала с правительством Бэйяна), а русские наемники были насильственно расформированы. Оставшееся оружие было отправлено в Харбин, часть которого была передана белогвардейским организациям, а остальное было продано японским спецслужбам.
В результате, пока регулярные армии двух стран воевали, вооруженный отряд под командованием белогвардейца Мохова проник из Китая на территорию Советского Союза, создав так называемый «инцидент с бандой Мохова», который встревожил самые высокие круги Советского Союза.
В то время, внутренний бюллетень ОГПУ и газеты на Дальнем Востоке и в Москве упоминали об этом деле.
Позже Герой Советского Союза Генерал И.И. Федюнинский в своих мемуарах писал:
«В начале сентября белогвардейцы ворвались на территорию Советского Союза из Китая. Помимо винтовок, они также при себе имели два пулемета. Они въехали в село Благодатное и ограбили жителей деревни, забрав их лошадей и имущество. Опасаясь окружения Красной Армии, они быстро ушли оттуда, а затем разграбили ряд деревень и ложно выдавали себя за советских пограничников. Пытаясь дискредитировать репутацию советского режима. Конечно, никто не поверит в их бредни.
В селе Ивановка сельчане их чуть не поймали. Когда они в спешке бежали, то потеряли много вещей, в том числе китайскую валюту и официальные документы, на которых стояла печать Харбинской белогвардейской организации. Позже банда была уничтожена Красной Армией».
3 сентября 2016 года Центральный архив Министерства обороны Российской Федерации обнародовал документы, в том числе журналиста Балакшина.
Петр Петрович Балакшин, журналист, писатель, историк, художник. Родился в 1898 году, участвовал в Гражданской войне в России, после жил в Шанхае, Харбине. Эмигрировал в США в 1923 году.
Он работал в ряде русскоязычных газет и журналов. В 1958 году он опубликовал двухтомный труд «Финал в Китае», расследование, в котором полностью восстановил всю подноготную этого инцидента.
Балакшин считает инициатором этого инцидента подполковника Белой армии Николая Андреевича Мартынова. В 1895 году он родился в крестьянской семье в Самарской области. В 1914 году он добровольно вступил в Русскую армию и отправился нам фронт.
После Октябрьской революции в 1918 году он присоединился к Белой гвардии. Служил под началом Владимира Каппеля.
В конце 1922 года Мартынов с отступающей армией из Приморского края оказался в Маньчжурии. Он появился в Харбине весной следующего года и проживал там до 1945 года.
Мартынов сначала работал в полицейском, а затем сотрудничал с Квантунской армией.
В то время в Маньчжурии проживало более 200 000 белоэмигрантов. При поддержке антисоветских белоэмигрантских организаций в Европе и США они создали «Дальневосточную русскую добровольческую армию». Лидером был Николай Павлович Сахаров, генерал-майор Белой армии, активист антикоммунистическое движение в Маньчжурии.
В 1923 году он пытался организовать подпольное движение в Приморье, но, потерпев неудачу, эмигрировал в Калифорнию.
Летом 1927 года Сахаров тайно приехал в Маньчжурию, чтобы планировать и дистанционно руководить реакционной деятельностью в Советском Союзе.
После окончания китайско-советского конфликта в 1929 году Сахаров не смог закрепиться в Маньчжурии, поэтому он отправился в Шанхай.
Его целью было превратить Маньчжурию в базу для «возрождения России», привлечь на свою сторону эмигрантских руководителей: Семенова, Бакшеева, Родзаевского, а также китайских военачальников. С их помощью планировалось наладить диверсионную работу в Забайкалье и Дальнем Востоке и распространить влияние в СССР, создав «пятую колонну».
Во время конфликта на К.В.Ж.Д русские белоэмигрантские организации оживились по всему миру.
В частности, Российский Высший монархический совет со штаб-квартирой в Париже, направил полномочного представителя в Харбин, бывшего капитана царского флота Константина Карловича Шуберта.
Шуберту были выделены значительные суммы денег. С их помощью он должен был привлечь на свою сторону и организовать местных белогвардейцев для проведения акций и усиления антисоветских политических настроений.
Именно при финансовой поддержке Шуберта и других бывший донской белогвардейский полковник Федор Дмитриевич Назаров в июле 1929 года возглавил белых партизан, участвовавших в нападениях в районе озера Ханка. Его отряд состоял из 20 человек.
В августе того же года Назаров и его группа снова напали на Советский Союз, но были окружены советскими войсками, и лишь немногим удалось спастись.
В сентябре 1930 года Назаров столкнулся с советским пограничным отрядом у железнодорожной станции Пограничное. При задержании Назаров застрелился.
Ввиду тяжелого урона, нанесенного отряду Назарова, Шуберту пришлось искать других исполнителей для проведения провокаций вдоль советско-китайской границы, чтобы показать свои способности перед Веысшим монархическим советом.
После переговоров Шуберт заключил сделку с Сахаровым.
Генерал-майор Сахаров, полковник Мохов, подполковник Мартынов. Именно эти люди стали во главе руководства диверсионной деятельностью белоэмигрантских организаций в Приморье. Они провели провакацию у озера Ханка.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь в социальных сетях.