Представьте себе: вы идете на работу и по дороге заходите в свою любимую кофейню. Вы берете свой обычный кофе и смотрите на бутерброд. Вы заглядываете в свой кошелек и видите, что у вас есть две 100-рублевых купюры. Ты покупаешь кофе и бутерброд. А теперь представьте себе: тот же сценарий, но когда вы заглядываете в свой бумажник, вы видите 100-рублевую купюру и 1000-рублевую купюру. Скорее всего, на этот раз вы откажетесь от бутерброда. Почему? Из-за эффекта деноминации.
Эффект деноминации
Эффект деноминации описывает нашу готовность тратить деньги, если мы используем меньшие номиналы. Даже несмотря на то, что банкнота в 1000 рублей имеет ту же ценность, что и десять банкнот по 100 рублей, мы с гораздо большей вероятностью потратим банкноты в 100 рублей, прежде чем даже подумаем о том, чтобы прикоснуться к 1000 рублей.
Было предложено несколько теорий для объяснения эффекта деноминации. Одной из первых была «предвзятость в целом», выдвинутая в 2006 году профессорами маркетинга Арулом Мишрой, Химаншу Мишрой и Дхананджаем Наяканкуппамом. Их исследование показало, что большие номиналы денег (1000-рублевая банкнота или 100-рублевая банкнота) были связаны с меньшими намерениями в отношении расходов, чем эквивалентная сумма денег меньшего номинала (десять банкнот по 100 рублей или десять банкнот по 50 рублей). Профессора утверждали, что мы склонны воспринимать более высокую ценность, когда деньги представлены в форме одного крупного номинала, из-за большей беглости, которую мы испытываем, когда мы обрабатываем крупную купюру по сравнению со многими мелкими купюрами. Эта большая беглость заставляет нас чувствовать себя хорошо, и мы переносим это чувство на сами деньги, заставляя нас переоценивать «целое» и с меньшей вероятностью тратить их по сравнению с эквивалентной суммой денег в более мелких банкнотах.
Рагубир и Шривастава не согласны. Они думают, что крупные купюры психологически менее взаимозаменяемы, чем мелкие, и что это восприятие заставляет людей полагать, что их труднее потратить, что делает крупные банкноты привлекательными для тех, кто хочет проявлять самоконтроль в тратах. Доцент кафедры маркетинга Хелен Колби тоже считает, что бережливые люди используют крупные банкноты для экономии, но она считает, что это работает благодаря секционированию. Вдохновленная исследованием, показывающим, что разделение наличных денег на конверты снижает потребление и увеличивает сбережения, она разработала и провела исследование, которое показало, что крупные купюры почти так же хороши, как конверты, когда речь идет о том, чтобы помочь нам отслеживать наши деньги и ограничивать их. наши траты.
Два последних заметных предложения, выдвинутых для объяснения эффекта деноминации, заключаются в следующем:
- Мы неохотно разбиваем крупные купюры, потому что это приведет к появлению мелких купюр в сдаче, которые будет сложнее контролировать и отслеживать.
- Мы предпочитаем чистые купюры на нечистые купюры, которые были загрязнены другими, и «гордиться тем, что у вас есть купюры, которые можно потратить в присутствии других».
Поскольку мелкие купюры используются чаще и, как правило, более загрязнены, чем крупные купюры, мы предпочитаем копить крупные купюры и тратить мелкие.
Как заставить это работать на вас?
Независимо от того, находим ли мы большие купюры более приятными для восприятия, чем мелкие, хотим ли мы избежать боли при оплате, отслеживать наши расходы или держаться за наши самые красивые деньги, факт заключается в том, что крупные купюры, по-видимому, довольно хорошо функционируют как механизм самоконтроля. Мы меньше тратим, если у нас в кошельке есть крупные банкноты.
Итак, если вы хотите обуздать свои импульсивные покупки, то подойдите к банкомату и снимите 1000 рублей — одного факта, что у вас есть «настоящие деньги», должно быть достаточно, чтобы по крайней мере, задержите вас от их расходования.