Любой руководитель задумывается о том, как он выглядит в глазах подчиненных. Уважают ли его, доверяют ли ему и как это можно проверить?
В статье мы собрали 10 признаков, по которым начальник может определить, что думают о нем коллеги и является ли он в их глазах достойным руководителем.
№ 1. Доверьтесь интуиции
Это важный момент. Если вам как руководителю кажется, что вас недостаточно уважают, что над вами посмеиваются или вас осуждают, скорее всего, так оно и есть. Нужно разобраться в проблеме: кто именно из коллектива транслирует такое отношение к вам и почему. Возможно, потребуется заново отладить коммуникацию в коллективе, отрегулировать процессы и распределение задач.
№ 2. Обратите внимание, как меняется поведение сотрудников, когда вы заходите
Вы входите в комнату, где работают подчиненные. Меняется что-то в их поведении? Они резко замолкают и погружаются в работу или наоборот, начинают переглядываться и обмениваться репликами? Если смена поведения заметна, вероятно, вам не доверяют и что-то от вас скрывают.
№ 3. Не избегают ли подчиненные личного контакта с вами?
Обратите внимание, как с вами предпочитают общаться подчиненные. Они подходят к вам, просят о встрече тет-а-тет или предпочитают кратко изъясняться в переписке? Если коллеги предпочитают только второй вариант, возможно, им некомфортно общаться с вами, они боятся претензий и непонимания.
№ 4. Что говорит язык жестов при личной беседе
Если коллегам некомфортно вести с вами диалог, вы заметите это по языку их жестов и тела. Они избегают смотреть вам в глаза, принимают закрытую позу при диалоге? Говорят кратко и стремятся поскорее закончить диалог? Если так ведет себя один человек – не страшно, возможно, дело в его слабых коммуникативных навыков. Но если ни один человек не чувствует себя расслабленно при диалоге, в коллективе вас боятся, либо недолюбливают, либо не доверяют вам.
№ 5. Как четко выполняются ваши указания
Если все ваши указания выполняются четко и в срок, скорее всего, проблем с коммуникацией в коллективе у вас нет. Если дедлайны постоянно срываются, а задачи выполняются в лучшем случае наполовину, проблема очевидна.
Разберитесь, почему так происходит. Возможно, дело в высокой нагрузке – работники просто не успевают выполнять все задачи. А может быть, они не считают их по-настоящему важными, и позволяют себе вольно трактовать постановку задачи, либо регулярно откладывать задания на потом. В последнем случае руководителю важно быть принципиальным и последовательным: четко объяснять требования и сроки и вводить санкции за нарушение процессов.
№ 6. Задают ли вам вопросы?
Если сотрудники задают вам много уточняющих вопросов, советуются, как лучше выполнить ту или иную задачу, это хорошо. Значит, вам доверяют, а ваше мнение считают ценным. Хуже, когда подчиненные предпочитают разбираться с задачей один на один и совершают ошибки, которые можно было бы предотвратить при обсуждении проблемы.
№ 7. Спорят ли с вами?
Если вопросы – это хорошо, то постоянные дискуссии – не очень. Если каждую вашу задачу коллеги предпочитают оспаривать, вам как руководителю явно не хватает авторитета. Вам нужно учиться выстраивать границы так, чтобы подчиненные понимали, что обсуждать задачи можно, а оспаривать их или отказываться от выполнения – нельзя.
№ 8. Пытаются ли надавить на жалость?
Если коллеги регулярно просят о поблажках, рассказывая при этом о своих личных проблемах, вероятно, они знают о ваших слабостях и пользуются ими. Да, иногда можно войти в положение и снизить нагрузку, либо подвинуть дедлайны, если подчиненный оказался в сложной жизненной ситуации. Но если вам регулярно рассказывают о проблемах в семье, жалуются на здоровье, нехватку денег и времени, а вы регулярно идете навстречу, поймите, что вами просто манипулируют и пора положить этому конец.
№ 9. Пытаются ли с вами «дружить»?
Еще один вариант манипуляции – когда коллеги пытаются завести с вами дружеские отношения. Они мило шутят и обсуждают с вами личные проблемы на работе, а вне рабочего времени приглашают на вечеринки и встречи. Дружба в профессиональных коллективах не всегда полезна: пользуясь теплым личным отношением, коллеги будут просить вас о поблажках, а вам будет труднее им отказывать. Лучше соблюдайте субординацию и разделяйте рабочее с личным.
№ 10. Какой климат в коллективе в целом?
Коллеги нормально взаимодействуют, вместе работают над общим результатом, или постоянно сплетничают, конфликтуют, перекладывают друг на друга ответственность? Это тоже зависит от вас, от вашего умения выстраивать процессы и создавать атмосферу в коллективе. Если есть крупные провалы в коммуникации, именно руководителю придется разбираться с этим.
Вывод
Существует много признаков, по которым руководитель может определить истинное отношение сотрудников к себе и оценить уровень своего авторитета. Добиться уважения среди коллег и выстроить грамотную иерархию непросто – в этом могут помочь профессиональные тренинги для руководителей.
Если вы испытываете трудности в общении с подчиненными, обратитесь в кадровое и консалтинговое агентство ShortList. На консультации мы подробно разберем ваш запрос и предложим последовательную схему действий.