Найти в Дзене
МИР (Море История Россия)

Закат "эпохи К. Воскобойника"

К декабрю 1941 года численность полиции в Локотском районе возросла до 80 человек (немцы в своих документах называют эти формирования Volkswehr), но она была частично распределена по селам, входившим в «самоуправление».

Территория старостата продолжала оставаться крохотной. В декабре 1941 года, после поездки Б.Каминского в штаб тылового района 2-й танковой группы, полномочия Локотского старостата были распространены на весь Брасовский район. По площади, это более тысячи кв. км., но населения там совсем было мало (чуть более 11 тыс. человек). В районе насчитывалось всего 11 крупных сел, и множество мелких (ныне, частично, уже исчезнувших).

В сумме, полиция Брасовского района и «самооборонцы» насчитывали в своем составе около 100 человек. Вокруг, в Брянских лесах достаточно активно действовали партизаны. Отмечены активные действия партизан в соседних Навлинском, Суземском, Трубчевском и Выгоничском районах. 4-го декабря партизанами был взорван склад боеприпасов на дороге Трубчевск-Выгоничи, 5-го декабря партизаны атаковали Навлю, убив бургомистра района Калмыкова и бургомистра Навли Таненкова. В бою погибли 4 немецких солдата и 3 полицая.

К сожалению, даже среди партизан не было единства. В этом районе сами по себе действовали два крупных соединения. Одно возглавлял начальник Суражского управления НКВД, младший лейтенант госбезопасности Емлютин Д.В. (взрыв и налет на Навлю были их работой).

Второе соединение возглавлял зам. нач. курсов управления исправительно-трудовых колоний А.Н.Сабуров. Операцию по ликвидации К.П.Воскобойникова представляют как некую уникальную операцию, не имеющую аналогов.

Якобы, обращение к партизанам, (снова подписанное не своим именем «инженер-Земля (КПВ)») возымело такое действие, что партизаны толпами пошли сдаваться.

Ерунда полная. Все совсем не так. 12 декабря сабуровцы, сделавшие ставку на индивидуальную «работу» с руководителями оккупационной администрации, ликвидировали бургомистра Суземского района Мамоненкова начальника земской управы Землянко, переводчика и руководителя лесничества.

26-го декабря последовал повторный налет на поселок. Был убит новый бургомистр, в Суземке захвачены богатые трофеи.

В ночь на рождество, с 7 на 8 января 1942 года, большая часть самооборонцев и полицейских в Локте бух... (отмечала Рождество).

Налет был внезапным, и почти половина "самооборонцев" была перебита. Ранение Вокобойника позиционируют чуть ли не как подвиг, мол он понял, что партизаны пришли за ним, потому и вышел, "спасая" остальных. Возникает два наивных вопроса: почему он сделал это так поздно (когда большая часть отряда уже была перебита), а во вторых, почему он выскочил с автоматом? В общем, так или иначе, он получил смертельное ранение в живот, и приехавшие немецкие врачи оказались бессильны.

Роль К.П.Воскобойника очень сильно раздута «либерально мыслящими» и эмигрантами. Налет на Локоть, в ходе которого был убит К.Воскобойник, был рядовой операцией партизан. Для них не было никакой разницы было там «самоуправление» или нет. Был бургомистр, лояльный немцам. Его ликвидировали. Все.

Давайте посмотрим, что же реально было сделано в соответствии с легендарной программой (на которую молятся отдельные авторы)?

Территория охватывала только Брасовский район (в документе Вокобойника четко говорится об этом).

До момента гибели К.П.Воскобойника был осуществлен только один пункт программы: ликвидация колхозов. На том пока и остановились. Что касается «амнистии», то она было очень «избирательной». Да, в тюрьме Локтя было только семь камер (что интенсивно подчеркивается эмигрантскими авторами), а, сколько могил в ту пору появилось вокруг? (но это тема отдельного рассказа).

Итак, «эпоха Воскобойникова» в Локте закончилась (не начавшись), наступила «эпоха Каминского»…