Это не сочинение, это ряд фактов о произведении. Лучше всего вы поймете то, что написано ниже, если прочитаете само произведение.
Автор: Денис Иванович Фонвизин (1745-1792).
Жанр: комедия.
Форма: пьеса.
Написана в 1782 году.
Исторический бэкграунд
1782 год - эпоха Просвещения. Деятели этой эпохи верят, что именно Просвещение является условием благоденствия. Просветители указывали нравственные ориентиры, которые должен был ставить перед собой человек.
Д.И. Фонвизин выбрал жанр комедия, чтобы высмеять пороки общества.
Афиша (где перечисляются герои пьесы):
Говорящие фамилии и имена:
- Митрофан - подобный матери;
- Простаков и госпожа Простакова;
- Кутейкин - принадлежал к духовному обществу: семинария - обучение будущих духовников, кутья - поминальная каша (рис с изюмом).
Сюжетные линии (темы):
- уродство крепостного права;
- воспитание и образование дворянства;
- порядки при дворе.
Уродство крепостного права
В экспозиции мы знакомимся с главными героями. Госпожа Простакова - крепостница-деспот, ее речь наполнена грубостью:
"Бредит, бестия! как будто благородная!" - не считает крепостных людей.
Законы, по которым ведётся хозяйство крепостного права.
"С тех пор как всё, что у крестьян не было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем"- все тяготы идут на плечи крестьян.
Помещики не умеют вести хозяйство. Госпожа Простакова Правдину:
"То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится".
По мнению госпожи Простаковой, господин должен быть хозяином в своём доме, а следовательно, может совершать подлости. Когда госпожу Простакову лишают власти, у неё свет рушится:
"Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?", "Да на что ж дан нам указ о вольности дворянства?"
Воспитание и образование дворянства
В этой пьесе автор показывает как нельзя образовывать молодых дворян. Недоросль - юноша, не достигший возраста для службы.
Митрофан (16 лет) - любимец матери, ему можно всё. Он по природе своей не глуп, изворотлив. Ему дан ум, который не развивают. Этим примером автор показывает, что ум надо развивать, иначе станешь как Митрофанушка. Госпожа Простакова не уважает учителей, а следовательно Митрофан тоже.
Правдин и Стародум о воспитании:
Правдин и Стародум - герои-резонёры.
Правдин: "Я живу здесь уже три дни. Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома."
Стародум говорит Софье о том, что должно быть в человеке:
"Зла никогда не желают тем, кого презирают; а обыкновенно желают зла тем, кто имеет право презирать"
"Не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтобы помочь тому, у кого нет нужного"
"Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек – чудовище. Оно неизмеримо выше всей беглости ума"
"Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время"
Перечисленного Стародумом нет в госпоже Простаковой, поэтому в конце она будет наказана: сын откажется от неё.
Правдин: "Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании".
Порядки при дворе
При рассмотрении этой сюжетной линии нужно обратить особое внимание на диалог Старцева и Правдина. Правдин олицетворяет ценности времени Екатерины II Старцев олицетворяет ценности времени Петра I.
Старцев воспитан отцом, который служил при Петре I, обладает нравственными ценностями тех времён.
Стародум: "Премелкие души" стояли при дворе.
Дорога карьеры узкая и объезжающая крюком.
Стародум: "Я видел тут множество людей, которым во все случаи их жизни ни разу на мысль не приходили ни предки, ни потомки".
Честь - память о предках (Даль).
Стародум: "Тщетно звать врача к больным неисцельно - нравы при дворе не искоренить".
Стародум: "Просвещение возвышает одну добродетельную душу".