Найти тему

Клинопись. Древние царские библиотеки Двуречья.

Военная сцена с плывущими воинами.Рельеф издворца царя Ашшурнарципала II в Кальху. 883-859 гг. до н. э. Лондон, Британский музей
Военная сцена с плывущими воинами.Рельеф издворца царя Ашшурнарципала II в Кальху. 883-859 гг. до н. э. Лондон, Британский музей

Двуречье, что представляет?

Двуречье - наносная низменность, образованная отложениями рек Евфрата и Тигра.

Богато было Двуречье только глиной. Эта глина была вязкой, пластичной и отлично поддавалась высушиванию на солнце и крепко у обжигу.

Первоначально рисунки наносились на влажную плитку острой палочкой - стилем.

По мере роста и развития храмового хозяйства нужен был учёт и необходимость в записях росла.

Раскопки, проводимые в Ассирии, открыли миру как первую древную письменность, называемую клинопись, так и наличие, и распространенность глиняных книг.

При раскопках было найдено несколько дворцов - было обычаем для каждого нового царя строить новый дворец крепость. Во многих из них содержались хозяйственные тексты, давались описания сражений, завоеваний, а также мифологические, литературные, фолклорные, литературные традиции.

Это являлось крупным достижением месопотамской цивилизации, создание древних библиотек.

Охота на львов. Рельеф из дворца царя Ашшурнарципала II в Кальху. 883-859 гг. до н. э. Лондон, Британский музей.
Охота на львов. Рельеф из дворца царя Ашшурнарципала II в Кальху. 883-859 гг. до н. э. Лондон, Британский музей.

В Нимруде, на месте древнего Кальху, около 1845 г. при слиянии Нижнего Заба с Тигром был найден дворец Ашшурнарципала (883-859 гг. до н. э.), в тот же период в Куюнджике был открыт дворец Ашшурбанапала (668-633 гг. до н. э.).

Так же было окончательно установлено, что именно здесь когда-то стояла Ниневия, один из важнейших городов древней Ассирии.

Из всех найденных дворцов дворец Ашшурбанапала предстал перед археологами наиболее богатым. Но это не только художественные, скульптуры, архитектурные и ювелирные сокровища. Также дворец Ашшурбанапала пополнил мировое наследие знаменитой библиотекой.

Из всех библиотек обнаруженных в царских дворцах, библиотека Ашшурбапала являлась самой ценной.

Эта библиотека была богата и систематически подобрана. Пол нескольких комнат на пол метра высоты был покрыт грудой глиняных плиток или "таблеток" исписанных клинописью.

По содержанию текстов "книг" в библиотеках ассирийских царей, в том числе Ашшурбанипала, это всё сводники познаний предыдущих времен которые заставляли копировать во всех знаменитых центрах Вавилонии - в Уруке, в Сиппаре, в Вавилон.

Все "книги" были систематизированы, а отдельные серии таблеток хранились в деревянных ящиках, также существовали словари и предметные указатели.

Наличие заботы об охране библиотеки свидетельствует, что ценились эти книжные сокровища очень высоко.

Это подтверждает характерный текст, ставящий книгу под охрану божества:
"Копия такого-то,
Тот кто боится бога Набу, да не повредит и да не унесёт её".

Причиной повышенного интереса Ашшурбанапала к литературе лежало в полученном образовании.

Его отец, Ашшурнарципал, готовил своего сына к жреческой карьере. И Ашшурбанапал был единственным грамотным царём, так как являлся верховным жрецом. Занятия грамотой и старой литературой он считал для себя самым важным делом в течение своего долгого правления.

Библиотека Ашшурбанапала неисчерпаемая сокровещница для тех, кто занимается историей Древнего Востока. В ней насчитывалось свыше 30000 табличек. По своему содержанию тексты библиотеки Ашшурбанапала весьма разнообразные. Среди них найдены анналы, хроники исторических событий, материалы царских архивов, мифы, басни, эпические и другие литературные произведения, гимны, молитвы, заклинания, химические рецепты, перечни животных, растений и минералов, сборники грамматических примеров и упражнений - сотни "книг", подводящие итоги научным достижениям шумеров, вавилонян и ассирийцев.

Как ранее упоминалось, создавая библиотеку Ашшурбанапал не прибегал к варварскому ограблению древних храмов библиотек Ассирии и Вавилонии.

Его библиотека составлялась из копий древних табличек, которые снимались опытными писцами, посланными для этого по всем храмам страны.

Археологические раскопки, исследования и расшифровка глиняных "книг" проводилась археологами и учеными Франции и Великобритании. И в настоящее время древние глинянные "книги"-таблетки хранятся преимущественно в музеях этих двух стран.

Автор:Ольга Николаевна Литвинова.

Электронная почта:

Ledi-Oliga-1234@yandex.ru

Использованная литература:

1.Искусство древнего востока | М. Э. Матье, В. К Афанасьева, И. М. Дьяконов, В. Г. Луконин. - М. : "Искусство", 1968. - 96 с., ил.

2.Флиттнер Н. Д. Культура и искусство Двуречья и соседних стран. - М.: В. Шевчук, 2011. - 420 с.

3.Шомракова И. А., Беренбаум И. Е. Всеобщая история книги. - науч. ред. докт. пед. наук, проф. Г. В. Михеева;ПСб ГУКИ. - СПб.: Профессия, 2005. - 368 с.