Найти в Дзене
Заметки мамы-училки

Про наклейки в 1 классе и безотметочную систему, которая не нравится родителям

Оглавление

В первом классе уже давно отменены все отметки. Когда-то у такой системы были грандиозные цели:

  • ребенок должен учиться не за отметки, а для себя,
  • формирование учебной мотивации,
  • развитие самостоятельности,
  • нет сравнения с другими учениками. Ребенок сравнивает свои учебные успехи со своими успехами,
  • нет соревновательности между детьми,
  • мягкая подготовка к отметочной системе во 2 классе.

И ещё много других целей.

Однако учителя считают, что детей всё равно надо мотивировать, что совсем без поощрений и похвалы не обойтись.

Важно знать, что система безотметочная, а не безоценочная. Оценка результата учёбы очень важна для ребенка, для учителя и для родителей.

Именно поэтому учителя просто хвалят: "молодец", "умница", "хорошо работал на уроке", "очень старательный", "красиво написал", "быстро решил задачу", "такой аккуратный" и т.д.

Некоторые учителя в качестве поощрения используют наклейки, штампики, рисуют звездочки в тетрадках, просто пишут "умница", "молодец". Детей это очень радует, это их стимулирует.

Но все эти знаки оценивания запрещены законом!

И тут учителя и родители делятся на два лагеря. Кто-то соглашается с этим законом, а кто-то считает, что детям оценки очень нужны.

Что использовала я, и как отказалась от наклеек

На подготовке к школе использую наклейки. Было время, когда в первом классе тоже использовала наклейки, но потом от них отказалась.

Вот реальный случай. Все ученики читают наизусть стихотворения, всем раздаю наклейки. Одна девочка рассказала очень плохо, почти ничего не сказала. По идее, ей наклейка не положена. Но она начала кричать и требовать. У всех есть, она тоже хочет.

Таких мелких примеров было много. И я оставила поощрительные наклейки только для дошкольников.

Но совсем никак не оценивать детей тоже нельзя. Мы с классом сделали доску почёта, все принесли свои фотографии. В конце четверти туда вывешивались только самые прилежные ученики. Начиная со второго класса, когда пошли отметки, на доску почёта мы прикрепляли только фотографии отличников. И так до 5 класса.

-2

Хотя я знаю, что такие доски запрещены наравне с другими приёмами оценивания в 1 классе.

Мои коллеги используют штампики, а ещё разные значки и стикеры. Родители сами просят и закупают на класс.

Фотографии авторские
Фотографии авторские

Я знаю учительницу начальных классов, которая ставит пятёрки в тетрадь в 1 классе, не в дневник. Только пятёрки, если ребенок действительно заслужил, другие отметки не ставит.

Есть учителя, которые делают развернутые записи каждому ученику в тетрадях, чтобы родители знали, над чем работать, что выучить, или просто видели похвалу, что всё аккуратно и без ошибок.

Учительница моего сына сразу нам сказала на собрании, что категорически позитив всяких наклеек, цветочков, звездочек и прочего. Никаких записей в тетрадь она тоже не делала. Возможно, она как-то хвалила на уроке детей, не знаю. Но мне, как маме, было вообще непонятно, как мой ребенок работал на уроке, отвечал или нет, правильно ли он писал в тетради, был ли внимателен и усидчив. Одним словом, хотелось обратной связи и понимания, а этого не было.

Получается, что учителям нельзя нарушать закон и применять любые методы оценивания, а родители очень хотят этого оценивания.

Я сама оказалась между двух огней, как учитель и как мама.

Как оценивать в 1 классе всё же можно:

  • Катя, у тебя уже меньше исправлений!
  • Вася, очень аккуратная работа!
  • Петя, соблюдай наклон!
  • Игорь, как быстро решил задачу!
  • Лена, найди у себя ошибку в слове!
  • Аня, как ровно написала эту букву!
  • Кирилл, внимательно слушаешь!

Всё это в словесной форме. Каждому ученику учитель должен сказать что-то приятное на уроке и найти, за что его похвалить. Пусть даже просто за то, что ровно держал спину, сидя за партой.

Такая похвала разрешена. И она стимулирует не хуже наклеек и штампиков.

А у вас как оценивали в 1 классе? Расскажите в комментариях.