Если мы хотим рассматривать варианты альтернативного развития событий 1812 года, то нам, конечно, надо понять, как и чем ещё можно было усилить русскую армию, использовав какие-то нереализованные тогда возможности.
Давайте начнём с того, что вспомним, что русская армия имела к лету 1812 года.
Пехота: 1 гвардейская, 2 гренадёрских и 25 пехотных дивизий, всего 170 полков, в том числе 6 гвардейских, 14 гренадерских, 96 пехотных, 50 егерских и 4 морских.
Кавалерия: 1 гвардейская, 2 кирасирских и 8 кавалерийских дивизий, всего 66 полков, в том числе 6 гвардейских, 8 кирасирских, 36 драгунских, 5 уланских и 11 гусарских.
Артиллерия: 1 гвардейская, 27 полевых, 10 резервных и 4 запасных бригады. В них было 54 батарейных, 70 легких, 30 конных и 24 понтонных роты, 2 конных гвардейских батареи.
Инженерные войска: 2 пионерных полка, всего 18 пионерных и 6 минёрных рот.
Крепостные войска и гарнизоны: 12 гарнизонных полков и 21 батальон, 73 гарнизонных артиллерийских роты, 4 Оренбургских линейных батальона, 46 батальонов и полубатальонов Внутренней стражи (141 рота), 46 подвижных инвалидных рот.
Иррегулярные войска: Донского казачьего войска Атаманский и 63 конных полка, 2 конных артиллерийских роты, Уральского казачьего войска — 2 конных полка, Бугского — 3 полка, Оренбургского —3, Украинского — 4 конных и Черноморского — 1 пеший полк, а также 3 калмыцких, 4 крымско-татарских, 2 башкирских и 2 тептярских конных полка, 2 греческих пехотных и 2 пандурских валашских батальона.
По иррегулярным войскам можно цифры уточнить, но я в любом случае привёл те полки, которые могли быть задействованы против Наполеона. Например, Иркутский, 4 Братских и Тунгуский полки против Наполеона не могли воевать никак.
Надо сказать, что в реальной истории власти России проделали тогда большую работу по усилению вооруженных сил.
К сожалению, значительную часть усилий надо было тратить, чтобы возместить потери в войнах последних лет с французами, турками, персами, шведами. И можно сказать, что это в значительной мере удалось. И не только возместить потери, но и увеличить армию.
Потому к 1812 году каких-либо серьёзных резервов не оставалось. Летом-осенью 1812 года планировалось сформировать ещё две пехотных дивизии, но все рекруты были использованы для восполнения потерь. В альтернативном варианте мы эти две будущие дивизии (считай целый корпус) можем учитывать, но лишь в перспективе.
Основным же резервом могут стать лишь ополчение, казаки и национальные формирования. А также союзники.
Начнём с ополчения. За основу будем брать не только реальное ополчение 1812 года, но более раннее, года 1807-го, о котором многие и не подозревают. Называлось оно Земское войско. В 1807 году планировали собрать 600 тысяч, успели собрать 200 000, в 1812 году собрали ополчение в 400 тысяч ратников.
В обоих случаях возникли проблемы с нехваткой вооружения. Видимо, максимально на что можно рассчитывать, это вооружить около 100 000 ратников. Формируя полки из четырёх батальонов (дружин), из которых два с ружьями и два с пиками, можем получить как раз 200 000, ещё 50-70 тысяч могут быть использованы для гарнизонов крепостей. Напомню, что в крепостях исходили из одного артиллериста на две пушки, так что потребность в людях там была.
Из этой арифметики мы получим 80 полков или 20 пеших дивизий ополчения. Ну и 30-35 конных полков.
Что касается дополнительных сил от казачьих войск, то на многое рассчитывать не приходится. Как известно, в 1812 году в войске Донском было сформировано казачье ополчение, давшее 25 полков. Эти полки создали за счёт привлечение неслужилых возрастов, то есть тех, кто был ещё слишком молод или уже чересчур стар.
Остальные казачьи войска дать почти ничего не смогли. Уральское войско сформировало дополнительно ещё один конный полк.
Что касается войск национальных (тогда такого термина не было, их тоже относили к казачьим), то тут мы можем вспомнить значительный вклад башкир, которые сформировали дополнительно 23 конных полка, был сформирован ещё один тептярский полк. Большой вклад внесли «киргизы», отправившие на войну с Наполеоном войска, соответствующее 25 конным полкам.
Как мы знаем из некой криминально-анекдотичной истории того времени, на Кавказе нашлось немало добровольцев идти на войну с Наполеоном среди карачаевской и кабардинской знати. Которые, понятно, не только сами бы пошли, но сформировали на свои средства конные части. Так что, вполне можно рассчитывать на пару или больше конных полков горских народов. Это, конечно, не очень много, но зато очень правильно с политической точки зрения.
Можно вспомнить, что грузинские и армянские добровольцы воевали в немалом числе в Закавказье, но там и так работы хватало, так что рассчитывать на эти силы для войны с Наполеоном нечего.
В реальном 1812 году, как мы знаем, и ополчение, и новые казачьи полки, и тысячи башкир и киргизов, к началу вторжения Наполеона в Россию не были готовы. И вроде логично, ведь ополчение созывали и всё прочее, уже по причине именно вторжения. Однако, кто сказал, что надо дожидаться нападения и отдавать инициативу врагу?
О том, что Наполеон будет воевать с Россией знали заранее. Стало быть, раз война неизбежна, бить надо первым. И собирать ополчение и все прочие силы, к началу войны, а дату начала назначать самим.
Кстати, ополчение 1807 года собирали ведь отнюдь не потому, что Наполеон вторгся, война шла на территории Пруссии.
А посему мы можем исходить из того, что и ополченцы, и башкиры, и киргизы, и все силы, которые можно привлечь, будут стоять на границе к началу войны.
Теперь, что касается союзников. Хотя мы как-то привыкли считать, что Россия одна сражалась с Наполеоном, который собрал силы всей Европы, но союзники были. Во-первых, это Швеция, с которой планировались совместные действия. Во-вторых, Великобритания. Англичане, конечно, тот ещё союзничек, но стоит напомнить, что наши британские «партнёры» обеспечивали «ленд-лиз», с поставками оружия через Ригу и даже принимали участие в боевых действиях.
Но, я бы хотел обратить внимание на ещё две силы, которые обычно не учитывают, хотя в реальной истории, когда планировали войну с Наполеоном, о них не забывали.
Давайте начнём с Молдавии и Валахии. Во-первых, Россия к 1812 году к себе присоединила Бессарабию. С одной стороны, эти земли ещё надо освоить. С другой же, стоит вспомнить, что молдавские добровольцы воевали на стороне русской армии против турок, из них формировали несколько полков. Существовали, хоть и весьма условные, войска Молдавского и Валашского княжеств. Всего до 18-20 тысяч. То есть, при определённом раскладе, против турок можно было бы набрать целый молдавский корпус. Не шибко подготовленный в военном плане, зато мотивация у бойцов будет сильной.
Ещё один союзник — это Сербия. К тому времени сербы отчаянно сражались за свою независимость, русская армия помогала, чем могла. А за сербами была Черногория, другие земли, населённые славянами. Греция, опять же.
С одной стороны, сербской армии, как бы и не было, но повстанцы же воевали с турками, настоящие сражения устраивали. Повстанцы — это не регулярная армия, но могут стать её основой. Если есть кому помочь, а помочь Россия сможет, ибо заинтересована. И используя сербов как некое ядро, дальше можно было рассчитывать, что примкнут другие славянские народы, давно находящиеся хоть под гнётом Османской империи, хоть Австрийской.
Это не я так думаю (хотя я тоже так думаю), а думали так в 1810-1811 году в Санкт-Петербурге и других местах, где строили планы на будущую войну.
К планам мы перейдём в следующей статье, так что не забудьте подписаться на мой канал, впереди много интересного.
Все статьи по этой теме будут иметь тег #альтернативный1812
Пока же рекомендую мою статью, ну очень в тему: