Обычные дети (а также их родители и учителя) нередко используют страхи для выстраивания эффективного и успешного взаимодействия со средой (чтобы избегать травм, неприятностей в садике, школе, на улице или дома). Со временем дети, развитые по норме, при отсутствии травмирующих обстоятельств оставляют свои страхи в прошлом за ненадобностью либо держат под контролем, чтобы те не мешали им жить в обществе.
Я тоже в детстве использовала некоторые свои страхи, чтобы подстегнуть себя к выработке полезных привычек, осторожности и предусмотрительности. Но я для этого что-то делала, меняла что-то в окружающем меня мире или менялась сама, то есть занимала активную позицию. А у детей с РАС иначе. У них позиция «я воздержусь» или «больше никогда-никогда-никогда не буду этому учиться». Проще говоря, стабильность = покой и контроль, изменения = беспокойство и хаос. Пошло что-то у ребенка с РАС не по плану — загорелась воображаемая «тревожная кнопка» в мозгу и включился панический режим.
Для меня долгое время оставалось непонятным почему дети с РАС боятся чего-то настолько сильно и у них настолько много объектов страха, что обычные методы борьбы со страхами и тревогой не дают значимого эффекта. Если эти страхи необыкновенно, чудовищно сильные, то что-то должно регулярно поддерживать их мощь — или гормоны (ослабляют волю, повышают тревожность), или воля (накручивание себя).
На собственном опыте я не раз убедилась, что дети с РАС способны проявить завидное упорство в достижении поставленной цели. Но вот постановка самой цели, убеждение в полезности и важности достижения цели представляют собой большую проблему в общении с ними.
Ребенок с РАС может долго не говорить в тепличных для него условиях жизни: все же хорошо, стабильно и спокойно, надо только поддерживать этот режим «по умолчанию». Именно так было с моим средним сыном: пока не начались болезненные уколы, угрозы уколами и наказаниями (либо это, либо — занятия с логопедом и ты сам говоришь) ребенок не был заинтересован в речи настолько, чтобы освоить ее самому без всего этого.
Аналогичная ситуация была у него с оповещением о плохом самочувствии. Он начал внимать нашим просьбам прислушиваться к своему телу и сообщать про изменения только после того, как был госпитализирован в детскую инфекционную больницу во второй раз. Там ему вкололи препараты такие, что он истошно вопил и рыдал. В детском отделении вопили от них абсолютно все дети. К утру (после нескольких повторов уколов) сын проявил чудеса самоорганизации: аккуратно собрал вещички и приготовился стартовать из палаты как только дверь откроется. Весь утренний обход врачей он упорно тянул меня на выход. Нашу договоренность, заключенную тогда, он с тех пор старался не нарушать. В больницах больше не лежал пока.
Дети с РАС цепляются за свои страхи, подпитывают и выращивают из них специфические фобии, подобно тому как из милых пушистиков выводили злобных чудовищ в известном фильме ужасов «Гремлины» (1984).
У старшего сына другая ситуация. Ему тоже недавно поставили РАС, но проблем с запуском речи не было. Однако страхов у него до сих пор «вагон и одна тележка». Молоко он не пьет, потому что оттуда монстр на него выскочит, гранат не ест потому, что видел видео, где в гранате осу обнаружили, насекомых боится, потому что они — маленькие, страшные и могут съесть его изнутри, домашнее задание долго не начинает на бумаге выполнять, потому что обязательно испортит это чистый красивый белый лист и напишет некрасиво и неправильно.
И каждый его страх как доспех от угрозы, опасности для себя. Вроде бы рациональное зерно в этих страхах какое-то имелось, но по факту из чего-то полезного они стали тяжелым хламом, от которого давно пора избавиться.
Весь первый класс старший сын листал и разглядывал на ночь книгу про рыцарей, засыпал с раскрытой книгой с крупными иллюстрациями рыцарей в латах. Он с 5 лет умеет читать, но книгу эту первый год не читал, только разглядывал рисунки. Одной из самых любимых его иллюстраций была картинка с тевтонским рыцарем, который с возвышенности обозревает владения ордена, раскинувшиеся по берегам реки. Я так и поняла, что он видит себя именно таким или хочет таким быть.
Не буду приводить фото из книги, чтобы не нарушать прав издательства «Русич». Дам словесное описание. Это был рыцарь полностью закованный в латы, в ушастом, полностью закрывающем лицо, шлеме. Он стоял на уступе в полном облачении, закрытый сзади щитом, а спереди — обнаженным мечом. Забаррикадированный рыцарь, одним словом. Есть ли там кто за этими железками, и кто именно есть, не поймешь, пока сам не ткнешь, сам не спровоцируешь на бой.
Средний сын много лет увлекался динозаврами (фигурки, мультики, раскраски, видео на каналах, археологические наборы, походы в музей). Потом от увлечения динозаврами перешел к роботам и танкам. Если присмотреться, то полностью закрытый латами рыцарь похож и на динозавра, и на робота, и даже на танк (если ему меч заменить пушкой; в танке тоже человек может сидеть). Охладевать к динозаврам сын стал по интересной причине: он в какой-то момент осознал, что его любимые динозавры — это кровожадные хищники, которые могли бы реально съесть человека, если бы бродили среди нас. Человек в броне может и ранить, и убить, но пожирать себе подобного не станет.
Было бы здорово, если бы нашлись умельцы, которые при сотрудничестве с детскими психологами и психотерапевтами сделали для детей с РАС отечественный мультсериал по рыцарской тематике. Сериал для рыцарей со страхом. Британский мультсериал «Рыцарь Майк» с девизом «Время быть рыцарем, а рыцарь может всё!», к сожалению, никому из моих детей с РАС не подошел. Не тот подход.
Последние несколько лет средний сын уделяет больше внимания раскраскам танков и Человека-паука (супергероя, который нечаянно получил необыкновенные способности и полностью закрыт костюмом). Прямо сейчас смотрит серию про Человека-паука и девушку-паука, в которой первый говорит второй: "Да, быть человеком-пауком не просто, но ты справляешься...". А еще средний сын на днях заявил, что насекомых больше не боится.
#дети с рас #детские страхи #лечение фобий #стереотипные интересы #рыцари #динозавры #танки #человек-паук #мультики для детей с рас