Курган является надмогильной насыпью из камня или земли. Наиболее известными и богатыми являются находящиеся в Крыму курганы скифских царей, датируемые с IV в. до н. э.
Скифы («лучники» с древнеиран.) ― кочевой народ, мигрировавший из Азии и появившийся на Северном Кавказе и Северном Причерноморье в VIII-VII вв. до н. э. Возникавшие в IV и III вв. до н. э. скифские государства включали в себя и степную часть Крыма, где как раз находятся курганы скифских правителей. Эти курганы по-другому называются "степными пирамидами".
Социальное разделение
В настоящее время ученые считают, что древнейшей формой объединения людей является коллектив. Объединение в коллективы происходило по принципу кровного родства людей. Коллективы существовали в тех условиях, когда нельзя было добыть продуктов сверх нормы, а возможно было получить только необходимое для выживания. Продукты в коллективах распределялись равномерно, и не было привилегированных слоев, сосредотачивающих власть и богатства в своих руках.
В то время, когда в обществе начал накапливаться лишний продукт, коллективы стали объединяться, в результате чего появлялись племена. Первоначальное равенство начало рушиться. Из общества выделялась верхушка, которая сосредотачивала в своих руках материальные ценности. Археологические данные дают право утверждать, что данное расслоение общества на богатых и бедных достоверно существовало уже в бронзовом веке.
Скифские курганы IV в. до н. э., обнаруженные в Крыму, также подтверждают развитие социального неравенства. Скифы-простолюдины имели курганы высотой до 1 метра, скифская аристократия – до 11 метров, скифские цари – до 21 метра. Имеются раскопки царских курганов IV в. до н. э., которые в диаметре достигают 400 метров (например, Толстая Могила).
Религиозность
По записям Геродота узнаем, что на похоронах скифского царя умерщвляли наложницу царя (удушением), от 10 до 50 слуг (повара, конюха, виночерпия и др.) и 50 скакунов. Затем убивали лошадей и первенцев других животных из домашнего скота. Наложницу, слуг, скакунов, которых усаживали на лошадей, закрепляя все это вбитым колом, и первенцев животных хоронили вместе с правителем. В курган царей также клали огромное количество различного оружия, золотой посуды и украшений.
Свидетельства Геродота звучат на первый взгляд неправдоподобно, однако их достоверно подтверждают раскопки скифских курганов в Крыму (Толстая Могила, Солоха, Куль-Оба). Судя по данным Геродота и археологии делается вывод о глубокой религиозности скифов, верящих, что похороненные вместе с царем люди и материальные ценности будут служить ему в загробном мире.
И наконец, культ предков
Курганы являются сложными по своему строению, и некоторыми учеными приравниваются даже к непростым архитектурным сооружениям. Чтобы возвести огромные курганы, требовалось большое количество усилий, причем коллективных. Поэтому делается вывод, что у скифов особенно был развит культ предков.
Выводы
Появление социального неравенства началось раньше бронзового века, но определить точно, в какое время, учёные пока не могут. Однако они точно уверены, что в бронзовый век уже существовало деление общества на богатых и бедных. Раскопки скифских курганов дают множество подтверждений тому факту.
Чудовищные обычаи скифов хоронить вместе с правителем его наложницу, слуг и скакунов на конях (на прибитом коле) демонстрируют нам их веру в загробный мир. Интересный факт, если вспомнить языческий период славян, то у них также после смерти князя могли убить его жену или наложницу, похоронив ее с ним.
Тот факт, что на сооружение таких курганов уходили неимоверные и материальные, и энергетические человеческие ресурсы даёт нам право сделать вывод, что скифы высоко культивировали предков.
© Исследователь Лекбезин
Дорогой читатель, если тебе понравилось, оцени статью, поставив лайк и написав комментарий.
Если есть минусы, то укажи их в комментариях, чтобы я тоже их увидел и сумел исправиться.