Найти в Дзене
Mojjet

Фотография: Хельмут Ньютон

Чтобы получить представление о творчестве большого мастера и не меньшего провокатора от фотографии Хельмута Ньютона - можете ознакомиться с сокращённым переводом статьи Маршалла Блонски «Что значит Ньютонова "порнография"».

Хельмут Ньютон. Все следующие фото - его работы
Хельмут Ньютон. Все следующие фото - его работы

- Когда мы опубликовали в «Воге» фото женщины на диване, реакция была резко отрицательная. Хотя, казалось бы, что здесь такого? - пожимает плечами Александр Либерман. - Всё вполне естественно. Женщина разглядывает мужчину в брюках и с голым торсом. В её позе и взгляде таится эрос. Кажется, Ньютон сумел поймать момент, когда что-то вот-вот произойдёт. А может, и нет; в том-то всё и дело - он даёт пищу воображению - и уже невозможно устоять перед желанием придумать этому сюжету концовку.

-2

Итак, Ньютон будит желание, обещает зрителю интересную историю. Но этого мало. Нет ли здесь подтекста? Откуда столько шума вокруг этого имени? Чем именно покоряет Ньютон?

-3

Одна из слагающих тут - смерть. Взгляните на женщину в «Служебном романе» (Office Love) - покорно заломленные руки, безвольно повисшая пола платья. Она изогнулась - чтобы ближе прильнуть к любовнику, или это он тянет её к себе? Застёгнутый на все пуговицы, припавший к груди, он напоминает вампира, впившегося в шею жертвы. В «Могиле Тальма (Пер-Лашез)» танатос уже и не думает прятаться. Взявшаяся за грудь женщина зеркально копирует статую саркофага с головой в руках. Посмотрите на туго зашнурованный корсаж - едва ли это очень удобно. Посмотрите на высокие каблуки и скомканное платье из «Служебного романа» - детали эротичные и, без сомнения, ласкающие взгляд. Чтобы быть сексуальной, надо всегда находиться во всеоружии.

-4

Такова модная женщина - у неё нет мелочей. Распалять желание - её тяжкий труд. Тот самый труд, который мы называем стилем, и который Ньютон сводит на нет. Всё впустую.

-5

Ньютон рассказывает увлекательную историю, историю моды, и вы должны её подхватить и досказать. Вот Дженни Кэпитен («Пансион Дориан») - у неё загипсованы нога и шея. Этот гипс, трость, на которую она опирается - символизируют боль. Но взгляните на её позу, на разворот бедра и высоко поднятую голову - в этом броском образе медицинское сливается с сексуальным. А ведь медицина, в своём противостоянии смерти, является противоположностью секса.

Посмотрите, сколько гордости на этом лице. Она стоит не просто так: она демонстрирует свой «воротник», она выставляет гипс напоказ. Как-будто это стильная вещица.

Стиль крадёт вашу жизнь, шепчет фото. Но стиль жесток и по отношению к другим.

-6

Женщины с фотографии «Идут» (Sie kommen) несут свои драгоценные тела, «сделанные» по последнему слову моды. Они совершенны. Любуйтесь этой выставкой плоти. Здесь всё учтено: даже лобок приглажен и острижен. Да где же здесь эрос? Его нет. Потому что нагота стала платьем - и как же его украшает блеск чистой кожи! Перед нами словно менекенщины, демонстрирующие новую коллекцию. И заголовок - голос ведущего: «Sie kommen! Вот и они!» Две из них агрессивно упёрли руки в бока, одна в оборонительном жесте сложила их на груди. Они не жертвы, а воительницы моды. «Смотри, но не трогай». Но порох эроса, язык, кричит о другом: «Иду! Я иду! Мы идём!..»

(Английское выражение «I'm coming» двусмысленно и означает не только перемещение в пространстве, но и сексуальное удовольствие.)

И что же? Ничего. Последнее слово остаётся за модой: «Смотри, смотри - и умри от желания».

-7

Философ Жак Деррида писал, что стиль - целенаправлен, он ищет способа проявить себя в мире, и как шпора, навязывает свою волю и ранит тех, кто противостоит ему.

-8

Подобно Дерриде, Ньютон тысячью способов доказывает, что мода глубоко фетишистична и жестока. - Я начал работать во французском «Воге» в 61-ом году, - говорит Ньютон. - И все шестидесятые из кожи вон лез, чтобы протолкнуть туда самые сексуальные модные фото. Мне на уровне какого-то инстинкта была противна пошлая сусальность того времени.

-9

Ньютон появился, когда стиль был в упадке, когда шестидесятые провозгласили: стиль скрывает от нас наше истинное «я». Избавиться от условностей, явить друг другу то глубокое, личное, естественное, что в нас есть - вот что тогда было нашей заботой. Ньютон же унаследовал модернистскую идею о том, что, может быть, всё стиль, всё мода, и раз так, то нет никакой тайны, которую следовало бы открывать.

-10

В январе 1986 года, проезжая мимо Белого дома, Ньютон заметил женщину с фотоаппаратом и остановился. Она снимала туристов «с президентом» (президент - Рональд Рейган - был картонный, в натуральную величину). Положив «Рейгану» руку на плечо, Ньютон попросил «сфотографировать его с другом». Между прочим Ньютон заметил, что его новый друг знает толк в садо-мазохизме: чтобы Рейган не падал, женщина обвязала его ноги верёвкой.

Дама покачала головой:

- Получится слишком нереалистично.

- А я говорю - сфотографируйте.

Фотографиня подняла голос:

- Вы что, привязались ко мне из-за того, что я ЖЕНЩИНА?

- Не мелите этой расистской чепухи! - осадил он её.

Она обратилась к нему на языке феминизма, который все мы приучены уважать - он же отказался его принять. Нарушение общепринятых норм, как в жизни, так и в искусстве, воспринимается как жестокость. Гению вымысла нет дела до неумех-реалистов.

-11

Но кажется, что с годами притупляется и этот стальной клинок. - Нечего меня звать «королём клубнички», - говорит Ньютон. - Я уже давно ничего такого не снимаю. - «Фото-операция» закончена, большой (66-летний) мальчик заливает кетчупом гамбургер. - Недавно в «Тайме» была огромная статья о порнографии в масс-медиа, - продолжает он. - И хоть бы слово обо мне. Нет, Ньютон в наше время никому не страшен.

-12

Мастер, не побоявшийся нагрубить «реалистке», отлично знает, что «нестрашность» связана со следованием традиции, и отвергает этот подход. Почему же тогда поостыл его пыл?

-13

Система устояла под натиском этого «короля» потому, что в конце 70-ых фокус его интереса сместился с модной к портретной фотографии. - После сорока лет в модной фотографии уже тяжеловато каждую неделю или месяц выдавать на-гора новые идеи, которые бы нравились рекламодателям. Я просто был не в состоянии делать то, что от меня требовалось: придумать интересную, броскую мизансцену.

-14

- Его фантазия - это нечто исключительное, - говорит фотограф и писатель Мэтью Кляйн, сотрудничающий с графическим дизайнером Милтоном Глейзером. - Каждый может что-нибудь придумать, но додуматься до того, что приходит в голову Хельмуту Ньютону, способны немногие. Его воображение богаче, откровеннее, изощрённее, резче, чем ваше, моё или чьё-либо ещё. Он гений выдумки. - Но вымысел, как, впрочем, и жизнь имеет свойство повторяться.

-15

Ньютон почувствовал, что платья, костюмы, выдуманные модели берут его в кольцо бесконечных дурных повторений - и в нём проснулось страстное желание измениться. Знакам реальности он предпочёл саму реальность.

-16

- Между настоящими людьми и моделями существует чёткая грань, - говорит он. - К модели нельзя относиться, как к живому человеку. За те немалые деньги, что ей платят, она станет тем, что скажет фотограф. Куда интереснее человек, чей образ сложился под воздействием настоящей жизни, манипуляции с которым возможны лишь в очень ограниченных пределах.

-17

Ньютон обратился к иным мотивам: славе (включая дурную), власти, богатству. - Как-то в 1974 году Филипп Гарнер из «Сотбис» сказал мне, что я - портретист высокой буржуазии. И пояснил - это было как озарение - что вся эта кожа, все хлысты, всё, что составляет мой насыщенный эротизмом мир - это ключи к запертому, скрытому от чужого глаза обиталищу очень богатых людей.

-18

Это открытие воплотилось в новом «Вэнити Фэйр», когда, в 1983 году, Либерман и бывший редактор «Татлера» Тина Браун воссоздали журнал и вернули его на передовую «звёздной» журналистики. В 1984 году в парижском Музее современного искусства прошла выставка - ретроспектива 220 портретов Ньютона. Идея портрета так захватила его («Портреты исчезли после войны, и только в последние 15 лет стали возвращаться...»), что он стал снимать и себя самого. В 1973 году Ньютон перенес инфаркт, и вскоре после этого - снял серию автопортретов. На одних его осматривает врач, на других он лежит в кресле дантиста. - Меня восхищают известные люди, все, кто заявил о себе миру, - говорит он. - Они вписаны в историю. Но кому захочется смотреть на мою или вашу тётю Агату?

-19

И Ньютон, по его словам, пошёл войной на заповедное. Проник в «звёздные» дома. Он снимал, как Дэвид Боуи, Шарлотта Рэмплинг или Дэвид Хокни встаёт утром из постели. Его камера обшаривала будуары знаменитостей в поисках всего, что могло бы что-то сказать о их жизни. - Боуи очень аккуратный, у него во всём порядок, - сказал мне Хельмут. - А вот что, интересно, делала недокуренная сигара в ящичке у Шарлотты?

-20

Взгляните на портрет Регины («Регина дома»). Неужели она считает себя образцом высокого вкуса, вышагивая, как певичка из мюзик-холла? Тесная комната дышит немецким экспрессионизмом: здесь женщина в шляпе, но с открытой грудью, занимается любовью со змее-светильником. Эта стильная особа (где-то потерявшая нижнюю часть своего костюма) так изогнулась, что упала бы, не держись она за своего змея.

-21

Посмотрите на Сигурни Уивер, которая приоткрыла платье, чтобы показать - нет, не сдержанное изящество затянутой в нейлон ноги, а режущий глаз переход чулка в обнажённую плоть. Серьёзное лицо. Глядит с подозрением.

-22

И в скошенных глазах Шарлотты Рэмплинг сквозит притворная подозрительность. А в своём «Автопортрете» Ньютон повторяет «Менин» Веласкеса, причём его жена оказывается королём, он сам художником, а обнажённая - принцессой. Навязываемый им контраст одетого и разоблачённого соединяет его с классической изобразительной традицией. Но в своём плаще, Ньютон чем-то напоминает эксгибициониста: он скрючился над камерой, и полы стали разъезжаться; его поза резонирует с позой жены, изображающей модного редактора, которая, сидя на режиссёрском стульчике, напряжённо подалась вперёд и подпёрла ладонью лицо.

-23

То что вы видите - это не сокровенное, глубоко субъективное «я». Вы видите, во что трансформировалась под прессом «звёздности» личность, объявленная однажды Кем-то. И за этой игрой на публику вы чувствуете скрытую горечь и разочарование. В этом фото-образы Ньютона сродни манере Дэвида Салле, Георга Гросса и, конечно, мастера «живописания современности», Шарля Бодлера.

-24

Иде-фикс Ньютона - человек, превращающийся в камень, в статую, поглощаемый нечеловеческим. Грудь Настасьи Кински сосёт не живое существо, а кукла Марлен. Порой, когда Ньютон соединяет в кадре человека и манекен, трудно сразу определить, кто здесь кто. А иногда и невозможно.

-25

Быть человеком - значит излучать желание. Но Ньютоновы пропитанные эротизмом существа болезненны; болезнь их - в недостатке жизненных сил. У него есть фотография: снятый очень крупным планом рот, покрытый серой пудрой. И красное пятнышко на нижней губе. Меньше всего этот рот говорит нам о желанной и желающей женщине. Куда больше он напоминает гору, запачканную красным. Человек - окаменел, и скрывая за иронией печаль по этому поводу, Ньютон увековечивает камень в произведении искусства.

-26

Чувствуя себя обессиленными, слабыми, мы естественно стремимся найти источник, который бы компенсировал нехватку энергии. И находим его в моде. Ньютон, как и Бодлер в своё время, понял, что одежда и макияж - те же протезы: они скрывают отсутствие. И вместо того, чтобы играя в модные игры - выставлять напоказ всевозможные украшения и покровы - Ньютон указывает на тёмную сторону моды.

-27

Вот почему модель Дженни Кэпитен позирует в гипсе. - Гипс был настоящий, - сказала мне Кэпитен. - Я подвернула ногу, танцуя рок-н-ролл, и когда с виноватым видом пришла к Хельмуту на съемки, он сказал только: «Это то, что надо» - и принялся снимать. - Его привлекла травма, дефект. Посмотрите на фотографию снова. Что вы видите? - одевающуюся (или раздевающуюся) модную женщину. Её нижнее бельё - гипс. Слабости героини подкрепляются расслабляющей обстановкой... Что это за место? Салон Китти, нацистский бордель, в котором у доверчивых посетителей выуживали важные сведения.

-28

Лица Ньютона, его тела - такие же предметы, как всё, что попадает в объектив его камеры. Попробуйте-ка решить, что живее и желаннее: лицо Верушки, волосы, лобок (не до конца ею прикрытый) - или вид с балкона? Что вам больше нравится: бюст безразличной ко всему «Женщины на съемках» - или ожерелье на её шее? Плотно сжатые губы Энди Уорхола - или его магнитофон и поляроид?

-29

- Он раскрыл секрет, скрытый за эротикой, - говорит о Ньютоне Либерман. - Его наблюдения за женщинами весьма глубоки и одновременно жестоки. Он даёт выход странным силам доминации, игры, оргазма. Он выстраивает целую сексуальную мифологию, с лесбиянками, трансвеститами и проститутками. Его так называемый «низкий эротизм» напрямую связан с концепцией свободной женщины. За фасадом шикарной жизни и высокой моды есть что-то ещё. Желание, доходящее до непристойности...

-30

Но, может быть, современное желание всегда непристойно?