Мы ехали на уазике более суток – и вдоль отвалов породы, где на дне карьеров гигантские экскаваторы и стотонные БелАЗы роют золото. И через горные реки с жутким течением, таким, что даже переезд брода оказывался занятием для самых смелых…
Почти 400 километров на северо-восток от Бодайбо – сибирской столицы старателей. И сразу после огромной драги, два десятка лет назад прекратившей тут мыть золото и только теперь разбираемой рабочими, мы увидели цель своей экспедиции. На другом берегу бурной таежной реки Ченчи. Стойбище местных оленеводов.
На этом стойбище живут Геннадий Алексеевич и Анна Николаевна. Несколько жилых домиков, баню, кухню-навес и загоны для стада Геннадий Алексеевич построил собственноручно. А ведь ему уже 78 лет. Конечно, приезжают помогать дети - из Бодайбо и поселка Перевоз, но не так часто, как хотелось бы.
Анна Николаевна всю жизнь в лесу, с оленями. А Геннадий Алексеевич хоть и связан с лесом также всю жизнь - он профессиональный охотник, работал строителем, служил в пожарной части.
Но как это назвать - зов предков?
В 2014 году наши герои решили завести свое стадо оленей. Геннадий Алексеевич с улыбкой вспоминает тот год: "Это когда Крым стал нашим...".
И вот уже восемь лет вся их жизнь связана с оленями и тайгой. Круглые сутки. Круглый год. Ну и конечно обязательно - охота и рыбалка.
Отдельная тема в этих краях - рыбалка. Дочь Олеся, когда выбирается сюда из города, первым делом берется за снасти и - в лодку. И вот такие ежедневные уловы.
Нам, как гостям, хозяева положили в тарелки самое ценное - головы этих монстров. Хотя и филе, запеченное в тесте, было просто прекрасным.
А еще посчастливилось понаблюдать весьма значимую часть эвенкийского быта - некоторые ремесла коренного народа. Именно так оленеводы в прошлые года и века создавали для себя необходимые вещи.
Оказалось, что вековой опыт не утерян.
Анна Николаевна сама полностью выделывает шкуры, используя вот такой древний станок. Мнут шкуру долго - перед дальнейшей обработкой. И этот процесс требует больших физических затрат.
А Геннадий Алексеевич сам делает лыжи для зимней охоты. Процесс этот точно такой же, каким был и у его предков.
Те, кто умеет доить корову, ничего не знают про дойку оленихи. Это занятие не только непростое, но еще и неспокойное - матку привязывают, а потом пытаются что-то выдоить из совсем небольшого вымени. Молока немного, но оно очень жирное и питательное.
Мы же, взращенные на магазинском порошковом молоке, не стали рисковать пробовать оленье. Побоялись последствий :)
- Как-то положили меня в больницу с желудком, - вспоминает Геннадий Алексеевич. - Я врачу подробно и объясняю: болит там-то и то-то. А он: а откуда вы так знаете устройство организма? Ну как откуда - я же охотник... (смеется).
Уезжали мы с берегов Ченчи с полным ощущением, что прикоснулись к какой-то заповедной жизни. К той, что сохранилась, несмотря на нашествие цивилизации. К той, что берет силы из самой природы.
В обратный путь нас сопровождал грузовик, иначе наш уазик сам не переплыл бы за два дня вдруг разлившиеся реки. Он просто перетягивал "буханку", болтавшуюся как поплавок, через каждую стремнину.
Эта наша экспедиция стала возможной благодаря поддержке золотодобывающей компании "Полюс Вернинское", за что им большое журналистское спасибо
Друзья, этот мой небольшой репортаж - лишь анонс. В скором времени я подготовлю видео нашей экспедиции. Потому что и правда - такое лучше увидеть...
А поэтому чтобы не пропустить - ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ и ставьте ЛАЙКИ :)
#тайга #золото #бодайбо #оленеводы #сибирский край
#полюс вернинское