130,1K подписчиков

«Не дам им спать в такие минуты». Как начальник «Красной стрелы» сообщал пассажирам о Дне Победы

6,4K прочитали

В ночь с 8 на 9 мая 1945 года «Красная стрела» как всегда привычно везла пассажиров. Рейс из Москвы в Ленинград возглавлял начальник поезда Герой Соцтруда Михаил Георгиевич Кардаш.

Поезд «Красная стрела» не курсировал во время Блокады Ленинграда – с 23 июня 1941 года по 20 марта 1944 года. После этого движение поездов было восстановлено, однако зимой 1944 – 1945 года поезд шел 17 часов.

Музей железных дорог России в буклете к выставке «Поезд №1» публиковал то расписание «стрелы».

Скриншот буклета «Поезд №1. Выставочный проект». Куратор: П.Дунаев, художник А.Якунин. Музей железных дорог России, 2021
Скриншот буклета «Поезд №1. Выставочный проект». Куратор: П.Дунаев, художник А.Якунин. Музей железных дорог России, 2021

Как прошел рейс в ночь на 9 мая мы знаем из книги А.Августынюка и М.Гвоздева «Первая магистраль» (1951).

Мы не можем быть уверены в документальной точности изложения, но других источников у нас все равно нет. Приведем цитату дословно, она того стоит.

«Впервые старый железнодорожник решил нарушить порядок и ночью разбудить пассажиров»

…В ночь с 8 на 9 мая 1945 года в Ленинград мчалась «Красная стрела». Двери купе были плотно закрыты. Не спали только дежурные проводники.

Начальник поезда Герой Социалистического Труда Кардаш шел по коридорам вагонов. Мягкий ковер заглушал его шаги.

Вот и Бологое. Поезд остановился. Кардаш вышел на платформу и удивленно огляделся по сторонам. Обычно безлюдный в этот поздний час перрон бел необычайно оживлен. Группа людей стояла у репродуктора и внимательно слушала.

«Передаем сообщение о подписании акта капитуляции германских вооруженных сил…»

– Наступил мир! – внятно и торжественно сказал кто-то.

Первый послевоенный рейс «Красной стрелы». Автор: Федосеев В.Г.
Первый послевоенный рейс «Красной стрелы». Автор: Федосеев В.Г.

Прослушав сообщение, Кардаш, не помня себя от радости, вбежал в вагон. Поезд тронулся. Кардаш был до крайности взволнован. В составе он один знал о большом и радостном событии, переполнявшем уго душу. А пассажиры спят.

– Не дам я им спать в такие минуты! Всех подниму!

И впервые старый заслуженный железнодорожник решил нарушить порядок и ночью разбудить пассажиров.

Легкий стук в первое купе. Не отвеют. Кардаш настойчиво стучит еще и еще. Слышен недовольный сонный голос:

– Ну что там? В чем дело?

– Товарищ пассажир, извините за беспокойство. Я начальник поезда. Сейчас передали сообщение – вoйна кончена! Поздравляю вас!

Начальник поезда М.Г. Кардаш (справа) и машинист В.И. Виноградов. Фото 1946 года
Начальник поезда М.Г. Кардаш (справа) и машинист В.И. Виноградов. Фото 1946 года

Двери мгновенно отворились.

– Как, как? Повторите!

– Вoйна кончилась, говорю! – радостно повторил Кардаш.

– Когда? Расскажите подробности! – посыпались вопросы из полутемного купе.

Но начальник поезда уже стучался в другую дверь. И везде стали слышны радостные восклицания, смех и оживленные разговоры.

Кардаш переходил из вагона в вагон, а вслед за ним шли десятки пассажиров. Они переспрашивали, требовали подробностей. Начальник поезда на ходу рассказывал о том, что слышал. Скоро ни один человек в поезде не спал. Пассажиры разбудили буфетчицу. Весь запас вина и закусок был разобран в несколько минут.