Псковское и Чудское озера, реки Мста, Великая, Ловать, Молога, Луга, Плюсса, Полота, ближний к ним участок Западной Двины. Способ присоединения этой земли к Руси пока загадка. Обзор посвящен предтечам тех людей, из среды которых княгиня Ольга. Историки зовут их…
…«псковскими кривичами» (так пишут на картах в учебниках), «славяно-балтийским ассимилянтом», «финно-балтами из восточной Эстонии» и даже неким полиэтничным союзом.
Ни одна из гипотез до сих пор не имеет сколько-нибудь преобладающего числа сторонников. Есть лишь твердое убеждение, что люди Длинных Курганов – родственники людей Смоленских курганов (северных кривичей и даже полочан). А многие признают, что все кривичи развивались под влиянием, по крайней мере, погребальных традиций народа (группы племен), о котором идет речь. До сих пор непонятно – из Полоцка и Смоленска шла эта традиция на север или наоборот.
Углубляясь в прошлое, стоит сообщить, что первые люди появились в Псковском краю лишь в 3 тыс. до н.э. (возможно, местность была попросту заболочена со времен отступления ледника). А первый материальный комплекс конкретно Пскова датируется лишь от середины Железного Века (Асвенская культура, по словам археологов, принадлежала племенам одновременно балтийского и финского круга, предположительно предкам эстонцев и одновременно вымирающих этносов Ленинградской области, а после нее место это снова надолго оставалось незаселенным).
То что, до появления людей Длинных Курганов тут жили предки балтов и финно-угров, говорят и специалисты популяционной генетики. Но ровно через тысячелетие приходят как раз люди Длинных Курганов. К кому относить именно их, исследователи не знают! «Кривичи» – условность.
Мы с вами прекрасно понимаем, что похоронный обряд – маркер религиозных представлений. После этого нетрудно предположить, что «полочане», «смоляне» и «псковичи» родом из особого религиозного союза «криеве». Отсюда и экзоэтноним, видимо, придуманный для соседей балтами-латгалами (западными соседями обсуждаемого этнического массива). Да и варягов (а до Рюриков эти места контролировало совершенно иное военно-гребное братство) пришлось призывать, скорее, из-за невозможности словен самим уладить свои отношения с «криеве»…
Не стоит забывать слова лингвиста Зализняка, утверждающего, что древний «псковский язык» (это мое личное название), легший в основу того самого диалекта русского языка, на котором заговорила вся Новгородская Земля, вообще выбивается из ряда языков славян, находя больше общего с их западными соседями!
От себя даже добавлю, что на нем, скорее всего, говорили когда-то в Полоцке, Смоленске и Изборске. Археологическая культура, о которой разговор, имеет памятники 5 века (дославянские) и сохраняется она во времена исторических славян. Даже политически первые псковичи, видимо, не принадлежали Рюриковской Руси. Татищев приписывает строительство городища Псков рюриковскому начальнику Трувору. Но это догадки!
В X веке самые южные кривичи считались данниками Руси (слова ромейского императора Константина Багрянородного). В середине Х в. он знает только кривичские города как «пактиотов» (данников) руссов. Но базилевс не называет ни Полоцка, ни Пскова. Хотя, судя по ПВЛ и по Лаврентьевской летописи, Псков уже существовал – основан уже в 903 году (за 10 лет до рождения данного византийского базилевса). Никоновская летопись сообщает, что до преданных Рюрику варягов сюда ходили грабить иные северяне. В германских сагах содержится много намеков, что пространство Пскова-Полоцк до времен княгини Ольги… никому не покорялось.
Татищев уверяет нас, что Ольга – дочь Гостомысла. А его самого рассматривают и как словена, и как ободрита (поморянина), и даже как откровенного скандинава. Причем, ни одно из этих утверждений не противоречит тем раритетам, что были обнаружены на селище Пскова до 860 г.
«Копатели» уверяют: с 7 по 9 век на селище, стоящем на месте будущего Пскова, жил все тот же ассимилянт из финнов и балтов (он занимал и прилегающие земли вост. Эстонии). А вот кривичи-«полочане» двигались сюда с юга, оказавшись в пределах будущего города только в 9 веке (тогда локация уже стала ремесленным центром округи, начиная по известности спорить с Ладогой).
Похоже, словене пришли сюда с 1 из военачальников Рюрика. Археологи говорят: население в период появления 1-го городища было этнически пестрым – от скандинавов и поморских славян (лютичей и бодричей) до старых (финно-балтийских) обитателей и финноязычных охотников с востока. Словене пришли сюда после пожара 860 г. (который, возможно, они же и устроили, пытаясь завоевать место еще до походов Рюрика – под предводительством «старых» варягов)…
Лишь через 43 года появится исторический Псков. Но политика его первого столетия загадочна… А к 11 веку длинные курганы начнут появляться еще на землях Ленинградской области и Новгородчины. Археологи уверены: в плане материальных традиций Новгородская Земля обязана не словенам, а людям Псковских Длинных Курганов. А принадлежность субстрата в псковско-новгородском диалекте, так и останется спорной (она могла принадлежать и словенам, и криеве).
Потомками северных криеве (в такой мере, как и словен) могут считать себя те жители Псковской, Новгородской, Ленинградской, Тверской и Вологодской областей, которые не относят себя к этническим меньшинствам «водь», «карела», «весь», «ижора», «меря» (те жили на севере зоны). Центр их южных собратьев – Полоцк (кровь их течет в венах не русских, а северных белорусов…).
Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите канал, подпишитесь и поставьте лайк!
Возможно будет интересно почитать:
Пожертвовать автору на умные книжки!
Благодарю тебя добрый человек!