Подростковый возраст является трудным по двум причинам. Первое - ребенок взрослеет, обнаруживает и осваивает собственную идентичность. Увеличивается дистанция с родителями, личность пробует взрослые формы поведения (делать то, что ранее запрещалось), а также получает опыт общения со сверстниками на равных, в отличии от вертикальных отношений с родителями.
Второе - в этот период бурно развивается эмоциональная сфера. Подросток часто не в состоянии контролировать свои чувства, особенно если до этого в этом направлении развития никакого не было.
Часто эмоция становится настолько сильной и неосознаваемой, что как волна, накрывает по полной, имеет разрушительную силу, а ребенок не в состоянии с этим справиться. Опыта нет. Этот процесс называется аффект.
Родители же, как правило, не имеют представления что в данный момент происходит. Был послушный и хороший мальчик, а что сейчас?
И все совершают самую популярную и глупую ошибку - начинают процесс воспитания. А что понимает взрослый под этим термином? Полный контроль за действиями, поступками, и наказание за непослушание. Да и за все подряд наказания. А, еще мы начинаем учить как жить. Включаем учителей, диктаторов, контролеров. Это обычная реакция нормального человека, который испытывает волнение, тревогу, страх за своего ребенка. И на этих эмоциях действует, они его еще сильнее подгоняют воспитывать, как парусник, который рассекает волны от попутного ветра в парусах.
А что происходит вокруг экранного времени, это вообще полный хаос. Родитель, с сильно расшатанной нервной системой пытается учить каким то правилам подростка. А учить уже по сути поздно!
Реакционное воспитание опасно в любом возрасте. А в подростковом это самый быстрый путь к потере эмоционального контакта.
Чем более эмоционально нестабилен взрослый, чем менее понятные границы и правила семьи, тем быстрее подросток отдаляется.
Он хочет делать то, что “по кайфу”, а дома его особо не понимают и не принимают, поэтому хочется физически от такой реальности отъехать. Как? Раньше дети убегали, сейчас ныряют с головой в интернет пространство. Процесс, когда ребенок физически дома, в своей комнате, а ментально давно уже не с вами, а где? Да не известно даже ему самому - где то бродит по улицам цифрового города, пытаясь убежать от проблем, которые он пока что не умеет самостоятельно решать.
Поэтому от тотального контроля за действиями и наказаний, мы двигаемся к изучению, принятию личности, которая все еще растет и развивается в нашей семье.
Не надо нарушать границы цифрового пространства.
Если подросток закрыл доступ к своим соцсетям, то нельзя угрожать и ввязываться в конфликты.
И уж тем более оставьте попытки взламывать личное пространство.
Если это ситуация уже происходит, то задача срочно менять свой стиль воспитания, снимать напряжение, налаживать контакт и доверительные отношения.
Если ежик уже свернулся, значит он защищается.
Самое бесполезное, что можно предпринять - на эмоциях пытаться тыкать в него палочкой (контролировать, воспитывать, учить, наказывать). А потом мы бесимся, что в нашу сторону поворачиваются иголками (трудный ребёнок).
Уважаемые родители, это не работает. Надо понять, что к подростковому возрасту личность фактически сформирована, но повлиять можно и дальше мы обсудим процесс как это делать.