Во время Второй Мировой войны весь мир (в том числе СССР) вел работы над авиадесантными танками, но после её окончания в СССР все усилия были сосредоточены на создании противотанковой самоходной артиллерийской установки (САУ).
Так появилась АСУ-57 — советская лёгкая авиадесантная самоходная артиллерийская установка, созданная для противотанковой обороны воздушно-десантных войск.
Кстати, АСУ-57 стала первой единицей техники, разработанной в СССР специально для этого вида войск.
Давайте поговорим сегодня подробнее об этой САУ, которую я сфотографировал в «Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи».
В 1948 году в КБ-40 завода № 40 была создана опытная САУ «Объект 572», вооружённая 57-мм полуавтоматической пушкой Ч-51.
Спустя три года, после испытаний вместе с тяжёлым транспортным планером Як-14, предназначенным для десантирования САУ, «Объект 572» приняли на вооружении Красной Армии под обозначением АСУ-57.
Серийное производство началось ещё до фактического принятия САУ на вооружение — в 1950 году на заводе № 40, переименованном к тому времени и Мытищинский машиностроительный завод (ММЗ).
В производстве корпусов принимал участие завод дробильно-размольного оборудования «Дробмаш», а орудия изготавливал завод № 106.
С точки зрения общей компоновки, у АСУ-57 всё было достаточно просто: в передней части располагалось моторно-трансмиссионное отделение, а всю заднюю часть занимало боевое отделение, совмещённое с отделением управления.
Экипаж состоял из трёх человек: механик-водитель сидел по правому борту, за ним находилось место заряжающего, а командир, выполнявший также функции наводчика и радиста, располагался по левому борту САУ.
Корпус АСУ-57 имел дифференцированную противопульную защиту. Корпус боевого отделения не имел крыши, а борта были выполнены из листов броневой стали толщиной 4 или 6 мм и неброневых дюралюминиевых листов.
В качестве основного вооружения использовалась 57-мм полуавтоматическая нарезная пушка Ч-51 (или её версия Ч-51М). Прицельная скорострельность составляла от 7 до 10 выстрелов в минуту.
Углы горизонтального наведения орудия составляли ±8°, вертикального наведения — от −5° до +12°.
Для наведения использовался телескопический прицел ОП2-50 или панорамный перископический прицел для стрельбы с закрытых позиций.
Боекомплект Ч-51 составлял 30 выстрелов. В боекомплект могли включаться выстрелы с калиберными и подкалиберными бронебойными и осколочными снарядами. По ассортименту боеприпасов Ч-51 была унифицирована с противотанковой пушкой ЗИС-2, за исключением картечи, САУ не использовавшейся.
В движение АСУ-57 приводился четырёхцилиндровым бензиновым двигателем М-20Е производства завода ГАЗ, практически аналогичным тому, что ставился на легковые автомобили ГАЗ-М20 «Победа».
При рабочем объёме 2120 см³ он развивал 50-55 лошадиных сил при 3600 об/мин.
Конструктивно он был выполнен в едином блоке с главным фрикционом, коробкой передач и механизмом поворота. А так как двигатель располагался поперечно, конструкторам пришлось изготавливать оригинальный коллектор.
Несмотря на то, что АСУ-57 получился очень даже неплохой авиатранспортабельной САУ, на вооружение их поступило очень мало: к концу 1950-х годов в семи воздушно-десантных дивизиях, не считая одной учебной дивизии, в общей сложности насчитывалось лишь 245 САУ.
В реальных боевых действиях АСУ-57 никогда не использовались, но их часто можно было наблюдать во время военных учений, в ходе которых проводилось даже десантирование с транспортных самолётов.
По мере перевооружения парашютно-десантных полков в 1970-х годах на новые авиадесантные БМП БМД-1, полковые батареи АСУ-57 постепенно расформировывались. САУ окончательно были сняты с вооружения в середине 1980-х годов.
Кроме СССР, АСУ-57 стояли на вооружении Польской Национальной Республики, ГДР, КНДР и даже Эфиопии.
Выпуск АСУ-57 продолжался до 1962 года, а суммарный объём производства по косвенным оценкам составил на менее 300-400 экземпляров.