Картину «Летят журавли» режиссера Михаила Калатозова по пьесе Виктора Розова «Вечно живые» принято называть не иначе, как культовой. Фильм по праву заслужил всеобщее признание, как у себя на родине, так и за рубежом, став первым советским произведением, взявшим пальмовую ветвь Каннского кинофестиваля в номинации «Лучший фильм».
Центральную тему пьесы и фильма составляет трагичная история любви, основанная на реальных событиях. В первую очередь это рассказ о нежных и трепетных отношениях Вероники (Татьяна Самойлова) и Бориса (Алексей Баталов), мечтающих в будущем создать семью и жить счастливо… Однако внезапно наступившая война разрушает не только планы молодой пары, но и их судьбы. Борис вынужден уйти на фронт, воевать с врагами. Тем временем, Вероника остается в Москве и перед ней встает серьезная нравственная дилемма.
Картина, созданная усилиями талантливого творческого дуэта режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского, чем-то неуловимо напоминает такие эпичные картины, как «Унесенные ветром» и «Тихий Дон». Возможно, роднит их тема войны и того, как безжалостно она способна стереть с лица земли судьбы миллионов людей.
Значительный эмоциональный накал и негодование у зрителя может вызвать бесчестный по отношению к Борису поступок Вероники, не дождавшейся жениха с фронта и вышедшей замуж за его брата Марка (Александр Шворин). Шаг низкий и безобразный в глазах советского человека, воспитанного на образцах высокой нравственности и морали, становится основной причиной для формирования отрицательного мнения о фильме в целом.
Противоречие и слабость духа героини Т. Самойловой подверглись гневной критике со стороны Главы правительства Советского Союза Никиты Хрущева. Не сдержавшись, Хрущев обозвал девушку непристойным словом. Неудивительно, история Вероники вызывает противоречивые чувства у разных людей, но стоит ли ее осуждать так резко и категорично.
Проявив строптивость и обидчивость, девушка не смогла попрощаться с любимым, ушедшим на войну. Вскоре произошла еще одна трагедия: родители Вероники погибли по время бомбежки.
Оставшуюся в полном одиночестве девушку принимают в семье ее жениха. Но и тут нет покоя для красавицы Вероники – брат Бориса давно уже изводит ее своим навязчивым вниманием. В конце концов, Марку удается получить желаемое, но какой ценой? Ценой чужого разбитого счастья, всеобщего неодобрения и ненависти со стороны родных и знакомых? Да и Веронике это замужество добра не принесло. Осознав свою ошибку, девушка наказывает себя за опрометчивое решение и все еще продолжает ждать письма от Бориса.
Тем временем, происходит непоправимое – Борис погибает от вражеской пули и перед его глазами проносится вся его жизнь: его любовь к Веронике и мечта увидеть возлюбленную в свадебном платье.
Особую художественную ценность в фильме приобретает операторская работа С. Урусевского, превратившего кинокамеру в полноценного рассказчика истории, в средство эмоционального воздействия. Монтажные метафоры и приемы Урусевского отлично раскрывают смысловую составляющую истории. Стоит лишь вспомнить операторское решение сцены гибели Бориса в березовой роще. Кропотливая работа Урусевского предвосхитила даже художественное движение французской Новой волны, прославившейся на весь мир своими новаторскими открытиями в сфере монтажа.
Не уступают визуальной части фильма и режиссерские находки Калатозова. Словно опытный психолог, он понимает душу и эмоции зрителей, и мастерски использует художественные приемы для усиления эмоциональной выразительности. К примеру, в следующей через несколько секунд после смерти Бориса сцене фоном звучит голос, произносящий чудовищную фразу «На фронтах за истекшие сутки ничего существенного не произошло». Эти слова кажутся простыми, но сколько погубленных на войне человеческих жизней они в себе скрывают.
Наибольшее эмоциональное воздействие М. Калатозов оказывает на зрителя, повествуя о дальнейшей судьбе Вероники. Девушка, чувствуя себя предательницей, продолжает корить себя. В то же время и окружающая действительность не забывает напоминать ей об ошибках. Например, сцена с раненным солдатом в госпитале, получившим известие о предательстве своей любимой, или случай с мальчиком, которого Вероника спасает от колес автомобиля. Вероника, спросив имя мальчика, замирает, словно от резкого удара. Она переспрашивает еще раз. Теперь имя слышит и зритель. Ребенка зовут так же, как и ее любимого.
Но и этого кажется мало для наказания героини. Цепочка событий, в ходе которых раскрывается и настоящая личность Марка, приводит Веронику к обнаружению письма от Бориса. Оно все это время было в игрушечной белке, подаренной возлюбленным. Эта сцена демонстрирует моральное разложение некоторых личностей, устраивающих развлекательные вечера в тяжелые военные времена. Словно желая вызвать у публики отвращение к Марку и компании, в которой он развлекается, режиссер показывает, как сокровенное письмо Бориса передается из рук в руки посторонних людей. Увидевшая это Вероника, выхватывает листок и читает строки, написанные родной рукой, и на ее глаза наворачиваются слезы…
Девушка разрывает отношения с мужем и продолжает верить в возвращение своей первой любви. Наивно, но Вероника все равно отправляется на вокзал, когда с фронтов с победой возвращаются солдаты. Но друг Бориса подтверждает, что ее возлюбленный мертв.
Выдержав последний удар судьбы, Вероника все же находит в себе силы жить дальше. Ради Бориса, который никогда не вернется. Ради потерявшегося мальчика Бори, матерью которого стала. Ради свободы и будущего, которые были завоеваны миллионами советских граждан на полях жесточайших сражений.